воскресенье, 29 мая 2016 г.

Из первых рук

Из первых рук


Витебский и Московский вокзалы. Исторические фото.

Posted: 29 May 2016 02:14 AM PDT

Накопал в сети кучу потрясающих фотографий, сделанных в 60-80 годы на Витебском и Московском вокзалах города Ленинграда.
Продолжаем традицию, начатую в Киеве, в своем прежнем месте проживания.

1. Витебский вокзал. Предположительно начало 80-х годов. Электропоезд ЭР1-16, постройки 1959 года, списан ещё в 1996 году.
В Крыму такие кажется до сих пор сохранились от Украины.


2. Ну это просто эпическая фотография. Скорее всего это начало 70-х годов.
Я кстати впервые в Ленинград приехал в 1977 году именно на таком поезде. Их в то время было два, один фирменный "Ладога" (Или "Лыбедь"), ну тот что до сегодняшнего дня ходит, только он стал сомнительной "фирменности" со своими убогими укровскими вагонами.
Второй был пассажирский, с остановками почти на каждой станции. Помню в Белоруссии его тащила половинка ТЭ3 и шли мы через эту небольшую республику целый день. Общее время в пути у него было - полторы суток. В детском возрасте это казалось вечностью. Оба поезда были ежедневными.
Помню на зачуханный пасажирский поезд Киев - Ленинград билеты были всегда, на фирменный надо было чаще всего - доставать. К сожалению не помню нумераций этих поездов.


3. Дебаркадер вокзала никак не меняется уже 110 лет.
Тут на фото видно, как под него запозла с составом "машка" М62. Сейчас такое не наблюдается и М62 в наше время пассажирские поезда на РЖД уже давно не таскают.


4. За елочками скромно прячется ТЭП60, тогдашний труженник магистральной пассажирской тяги, последний из которых на Октябрьской дороге, был списан в 2009 году.


5. Выстроились как на параде. ЭРочка под 169-м номером списана в 1998 году. Остальные немного раньше.
Снимок предположительно начала - середины 80-х годов.


6. ЭР1-116, около бывшего императорского павильона. Предположительно - середина или конец 80-х годов.


7. Народ идёт скорее всего на работу с утренних электричек. Предположительно конец или середина 60-х годов 20 века.


8. ТЭП60 на Витебском вокзале.


9.


Фото с Московского вокзала.

10. Первая половина 70-х годов. Дети едут в туристическую поездку по необъятной стране.
Я тоже из Киева в конце 70, начале 80-х в такие со своим классом ездил. Только вот что-то маловато в голове у моих одноклассников отложилось из советского детства и жизни в единой и великой стране - СССР. Сейчас могу общаться только с подавляющим меньшинством из них. Остальные стали укропами-русофобами.


11. Был такой фирменный дневной поезд "Аврора", который ходил между двумя столицами. После введения в строй "Сапсанов" - отменен.
Снимок предположительно 80-х годов.


12. Если я не ошибаюсь, на вагонах написано - "Красная стрела". Фото сделано предположительно в начале 70-х годов. Еще нет характерных бетонных столбов, тяга осуществляется электровозами ЧС2, которые исчезли с Октябрьской дороги после массового поступления из ЧССР, в середине 70-х, новых локомотивов ЧС2Т.


13. Послевоенный снимок с трофейным дизель-поездом ДП-01


14. Путевое развитие станции Ленинград-Московский-Пассажирский. 80-е годы.
В рейс вышел поезд под электровозом ЧС200. Огромное здание Единого диспетчерского центра управления перевозками ещё не построено.


15. ЧС2Т с багажным вагоном. Снимок сделан скорее всего тем же человеком, что и предыдущий. В этом месте ничего не изменилось до наших дней.


16. Предположительно начало 80-х годов.


17. 1974 год. Кадр из фильма "Сержант милиции". Бетонных столбов и электровозов ЧС2Т, которые потом получат прозвище "Теремок", ещё нет.


18. Старые "американские" мосты через Обводный канал. В настоящее время полностью реконструированы.
Сником сделан предположительно в конце 70-х годов.


19. Световой зал Московского вокзала Ленинграда. Начало 80-х годов. В те годы он был основным и единственным вокзалом города на Неве, с выходом на главные магистральные линии в сторону Москвы и Волховстроя.  Дублирующий Ладожский вокзал еще не построили.
Тут мало что изменилось. Ну разве что название города и памятник сменили.


20. Скорее всего это конец 70-х.


21. Первые локомотивы ЧС2Т, прибывшие из ЧССР на Октябрьскую дорогу. Снимок 1972 года.
Сзади прицеплен локомотив дублёр ЧС2.
Имено эта машина ЧС2Т-875 была выпущена в 1972 году, а списана в 1985. Недолго однако проработала.


22. Середина 60-х годов. Строительство нового светового зала Московского вокзала.
Строительство было закончено в 1967 году.


23. А это середина 80-х годов. Помогите определить - что за поезд?


24. Середина 60-х годов. Похоже электрификация пока существует только для электричек. Сбоку стоит что-то совсем уж послевоенное. По сравнению с ним эта новенькая "рижаночка" смотрится как космический корабль.
Эта электричка кстати списана не так давно, в 2007 году


25. Начало 60-х. Рейс "Красной стрелы" под новеньким и считающимся скоростным в те годы пассажирским тепловозом ТЭ7. Электрификации под магистральную тягу в Ленинграде ещё нет.


26. Судя по фото, это вторая половина 70-х годов.

Вологда. Деревянная архитектура и Заречье.

Posted: 28 May 2016 02:05 PM PDT

Деревянные дома 18 - 19 веков являются визитной карточкой этого старинного северного русского города. Именно они придают характерную и незабываемую ауру этому небольшому и сравнительно тихому провинциальному городу, который несмотря на это является центром крупной области.
Лично для меня это было первое в жизни знакомство с русским деревянным градостроительным зодчеством, потому как в российских регионах, где я преимущественно бывал до этого, такого как Вологде нет. По крайней мере в таких масштабах.

"Современная Вологда обладает хорошо сохранившимся, богатым и оригинальным наследием русской городской деревянной архитектуры. К началу  21 века в Вологде насчитывается примерно от 105 до 170 деревянных памятников архитектуры. В Вологде представлены все основные типы деревянных особняков 18 - начала 20 веков - дворянские, купеческие и мещанские." Деревянные вологодские дома, также как например каменные в том же Петербурге, строились в различных архитектурных стилях, таких как ампир, классицизм и модерн.
Вологодское деревянное зодчество - слишком обширная тема, чтобы браться за нее в моем блоге, поэтому покажу лишь фотографии деревянных домов, которые оказались на маршрутах моих прогулок по городу. И краткие описания.
1. Дома на улице Ленинградской (бывшая Петербургская улица), которые я увидел первыми. Облеплены рекламой, которая совсем не украшает их.

Кстати навязчивая и повсеместная реклама, это то негативное в Вологде, что мне, приехавшему из столичного Петербурга, сразу же неприятно резануло глаз.
Кажется первые этажи абсолютно всех построек Вологды облепленые торговой рекламой, а также рекламой различных услуг.
Это косвенно говорит о том, что экономическая ситуация в регионе в целом оставляет желать лучшего.

2. Дом Волкова, в котором сейчас находится музыкальная школа. Памятник деревянного зодчества 19 век.
"Н.А. Волков был городским головой в 1893-1904 гг. и в 1912-17 гг. Именно при нём в Вологде появились телефон, водопровод, электрическое освещение, введена в 1909 г. нумерация домов."


3. Дом Засецких. 1790-е годы. Это типичный дворянский дом, такие строились с конца 18 века до середины 19-го.


4. Знаменитые вологодские резные наличники, простоявшие более чем 200 лет.
Вот что значить - жить веками без войны и вражеского нашествия.


5.


6.


7. "С 19 века формируется традиционный для деревянной архитектуры Вологды тип дома - двухэтажный особняк, по форме близкий к кубу и вытянутый вглубь двора. Обязательным элементом является балкон-лоджия, под которым находится крыльцо и лестница с отдельными входами в квартиры на первый и второй этажи."
Трудно поверить, но всё это простояло 150 лет, в том числе и резные входные двери.


8. "К концу 19 века в Вологде стали появляться деревянные доходные дома. Как правило, такой дом вытянут вдоль главного фасада, с балконом в центре или по краям."


9.


10 "Дом актера". Раньше назывался "Дом Орлова". Здесь собирается вся вологодская богема."


11. Дом в самом начале Ленинградской улицы, что уже почти у самого высокого берега реки Вологда. Через дорогу от дома находится вологодский Крёмлевский сад с прудами.


12. Бывший архиерейский сад, затем при СССР ботанический сад. Сейчас называется - Кремлевский.
Ворота советской постройки, построенные в период, когда парк назывался - "Парк вагоноремонтного завода". Очень "романтичное" название для центра города.


13. Пруды это остатки рва с водой, который окружал город при Иване Грозном в 16 веке.
Иван Грозный очень часто посещал Вологду и чуть было не сделал её столицей.


14. Касаемо вот таких домов, то порой невозможно понять, то ли это отревстарированный старый дом, то ли новодел.
В любом случае смотрится очень красиво.


15. Дом на улице Бурмагиных, которая идёт по высокому берегу реки Вологда.


16. Арт-объект «Дверь в...». Вправо уходит пешеходная улица Бурмагиных.


17. Сретенская церковь на той стороне реки Вологда. 1735 год. Храм стоит в жипописнейшем месте, у излучины реки.


18. Этот исторический район Вологды, на берегу реки, называется - Верхний Посад.
Виден храм Варлаама Хутынского. 1780 год.


19. Излучина реки Вологда - очень красивое место! Ну никогда не подумаешь, если не был в Вологде, что до центра города, который является столицей огромной области, от этого места примерно километр.


20. Памятник преподобному Герасиму Вологодскому.


21. Вид с этой точки в сторону центра Вологды. Видны купола Софийского собора и колокольня.
Немного виден центральный Октябрьский мост через Вологду.


Немного фотографий из Заречья. Я его посетил на следующий день, на обратном пути из Спасо-Прилуцкого монастыря.
Заречье, это исторически сложившаяся часть города Вологды, расположенная на левом берегу одноимённой реки
Заречье относят к более познему району города, который начал образовываться примерно с 18 века. В Заречье тоже сохранилось очень много деревянных домов.
22. Дом на улице Гоголя.


23. Дом Зернова на улице Чернышевского. Памятник деревянного зодчества с украшениями в стиле модерн.


24. Отреставрированный дом.


25. "В городе в конце 19 - начале 20 веков сложился особый вид деревянного дома, так называемого «вологодского типа», - двухэтажный особняк, по форме - параллелепипед, вытянутый во двор с угловой лоджией над крыльцом."


26.


27. Дом Вахрамеевой. 1895 год. Один из наиболее приметных деревянных домов в вологодском Заречье.


29.


30. Строительство деревянных особняков после 1917 года прекратилось. Основным типом вологодской деревянной постройки времен советской власти стал к сожалению - деревянный барак. Такой как на фото ниже.

Тут тоже облепили весь дом идиотской рекламой.

31. Заброшенный барак довоенной постройки.


32. Несколько домов из правобережной, центральной части Вологды.
У этого низ каменный и только верх деревянный.


33. "В декоре дома могли использоваться как традиционные наличники, так и сложные украшения в стиле модерн. Модерн в декоре домов выражался в убранстве балконов."


34. Дом дворянина Н.М. Благово-Дружинина.
"Весной 1918 года в доме Предводителя Кадниковского уездного дворянства, председателя губернской земской управы Дружинина Н.М. размещалось английское вице-консульство и, позднее, экономическая миссия". А в числе сотрудников указан и Сидней Рейли."
Во время гражданской войны, Вологда была дипломатической столицей молодой Советской России.


35.


36. Вернёмся снова в Заречье.
Вот так выглядит типичная вологодская пятиэтажка. Наличие некоторого числа спутниковых антенн наталкивает на мысль, что тут нет кабельного ТВ.


37. Причал, где отстаиваются прогулочные катера.
Снято с Набережной 6 армии. На той стороне расположена центральная часть Вологды.


38. Дома на Пречистенской набережной. В центре стоит корпус Вологодский государственный технический университет. С трудом верится, но в Викимапии указано, что это здание постройки конца 17 века.


39. Храмовый комплекс церкви Димитрия Прилуцкого и Успения Пресвятой Богородицы. 1759 год.


40. Дом Масленникова (1780-е годы). Стоит прямо над причалом.
"В 1780-е гг. – дом Голландской торговой компании, затем дом купца И.А. Рыбников и Якова Никифоровича Масленникова."


41. Дом Варакиных на Набережной 6 армии. 1781 год.


42. Бетонный пешеходный мост через Вологду. Построен при СССР.
Не мешало бы его как-то украсить или перестроить.


43. Улица Добролюбова.


44. Исторические дома, которые продолжают застройку Набережной 6 армии.


45. Вид на реку с пешеходного моста. Это направление на восток


46. Из-за домов выглядывают купола Храма Святого Николая во Владычной слободе. Церковь принадлежит к древнейшим церковным постройкам города. Каменный храм был построен в 1669 году.


47. Вид с моста на запад. Видны Октябрьский мост, построенный в 1931 году, храмы Кремля и храмовый комплекс справа, о котором я уже упоминал.


48. Слева стоит бывший дом губернатора. А на переднем плане довольно оригинальный памятник фонарному столбу с "писающей собачкой".


Интересная цитата из Википедии по поводу вологодского архитектурного наследия:
"Несмотря на защиту закона, государственная охрана неэффективна, и целостность ансамбля деревянной архитектуры Вологды непрерывно разрушается. В 1990-е — 2000-е гг. ведётся замещающая застройка центра города в стиле «историзм». Многие проекты являются имитациями памятников, выполненными в кирпичных конструкциях, обшитых деревом или имитирующими его материалами, создающими внешнее сходство с фасадом утраченного памятника."

Комментариев нет:

Отправить комментарий