Вчера, несмотря на пасмурную и противную погоду решил смотаться в Павловск. Получилось так, что я проехал по самой первой в России железной дороге. Именно ветка СПб - Царское село - Павловск была самой первой и построили ее в 1838 году.
1. В главном вестибюле Витебского вокзала, которым практически никто не пользуется, стоит бюст императору Николаю I, при котором в России появилась первая железная дорога.
Впрочем эти фото с Витебского я уже постил и неоднократно.
Думаю, что при СССР этого бюста тут не было. Это был совсем не почитаемый русский царь в советское время. Всё таки "свободолюбивых декабристов" подавил в самом начале своего царствования, был консерватором и известным "душителем свободы".
2. Таблика, где указано что именно на этом месте начиналась первая в России железная дорога, которая связала Петербург с Царским Селом и Павловском.
3. Позже, уже в самом начале века 20-го, она стала частью вновь построенной магистральной железной дороги от Петербурга на юг, на Витебск и дальше, в тогдашнюю Малороссию. Железная дорога до станции Жлобин следовала строго на юг, практически по Пулковскому меридиану. И лишь потом немного отклонялась на юго-запад на Коростень и Казатин.
Она связала Петербург и Одессу, два морских города империи на холодном Балтийскои и тёплом Чёрном морях. На Киев поезда пошли из столицы империи тоже по этой новой дороге и ходят так до сих пор.
Пока ходят...
Открытие железной дороги от Петербурга на юг случилось уже в царствование другого Николая - Второго, который как потом выяснилось стал последним российским императором.
4. Нижний зал ожидания вокзала выполнен из дерева в классическом исполнении стиля модерн. Всё очень хорошо сохранилось с начала 20 века и после реставрации смотрится просто потрясающе.
5. Отделка главного вестибюля с мраморной парадной лестницей. С этой стороны на самом верху нарисована картина, на которой изображен Санкт-Петербург - столица империи, или как его ещё называют северная Пальмира.
7. А с противоположной стороны - Одесса, или как её называют южная Пальмира. Важнейший порт империи на Чёрном море. К сожалению в наше время Одесса утрачена для России в результате трагических событий 1991 года, когда развалили нашу единую страну. А в 2014 году этот наш замечательный южный город и вовсе попал под бандеровскую оккупацию. Будем надеяться, что не навсегда.
Кстати прямой поезд из СПб на Одессу не ходит как раз в результате этих событий. Его отменили в том же трагическом 2014 году.
8. Верхний световой зал ожидания, выполненный в стиле - индустриальный модерн.
Тоже уже не раз постил его фото. Но каждый раз когда захожу в эту красоту, рука сама просто тянется к фотоаппарату. В роскошный зал с роялью, двери в который видны на этом снимке, я в этот раз не заходил.
9. Дебаркадер Витебского вокзала. Поезда дальнего следования на целых сто метров вместе с локомотивом заходят под него. Жалко что поездов из-за событий на Украине стало меньше и соотвественно народу на вокзале поубавилось. С шумным и многолюдным Московским просто не сравнить.
10. Западная часть дебаркадера, через которую выходят к пригородным электропоездам.
11. Электричкам на Витебском отведено две платформы и три пути. Справа стоит бывший императорский павильон Витебского вокзала, через который государь и остальные Романовы совершали свои поездки в Царское село.
12. Так это же место выглядело в 1981 году. Клумба увы не дожила до наших дней.
13. Дорога до Павловска от Витебского вокзала занимает всего 38 минут. Станция Павловск кстати была конечной для нашей ЭР2Т-7163. Год выпуска состава 1989-й. Ещё Рижский, не так уж и много их осталось на Питерском узле.
Стоимость проезда туда и обратно составила 105 рублей.
14. Вид на юг. Виден тупиковый путь отстоя электропоездов. Справа маневровый ТЭМ2 ползает возле нескольких грузовых вагонов.
15. Вид на Привокзальную площадь Павловска с бокового балкона, которым оборудовано здание вокзала. Через дорогу сразу же начинается знаменитый Павловский парк.
16. Вид на островную платформу станции Павловск, выход на которую оборудован через подземный переход.
17. Вид на север, в сторону Петербурга, из которого как раз прибывает очередной электропоезд.
18. Короткий грузовой состав под М62, на приличной скорости проследовал через 10 минут вслед за электричкой.
19. Очень красивое современное здание здание вокзала станции Павловск, построенное после войны в 50-е годы по проекту архитектора Е. А. Левинсона, возрождавшего дворцово-парковые ансамбли Пушкина и Павловска.
На вокзале станции Павловск стоит остановиться отдельно, но об этом чуть ниже.
20. Остановка общественного транспорта. Совершенно не понимаю тех людей, которые ездят в Пушкин и Павловск маршрутками. Электричкой гораздо комфортнее и быстрее.
21. Вид на здание вокзала со стороны платформы.
22. Внутри здания вокзала.
23.
25. Эта станция и её вокзал обладает богатой историей.
Ведь само слова "вокзал", как пассажирское здание на железной дороге, появилось в русском языке именно от станции Павловск.Вот цитата Франца фон Герстнера, известного европейского строителя железных дорог, который строил царскосельскую ветку в России:
"На конце дороги устраивается новое Тиволи, прекрасный
воксал: он летом и зимою будет служить сборным местом для столичных жителей; игры и танцы, подкрепление сил на свежем воздухе и в роскошной столовой привлекут туда всякого"
"Воксалом" в те времена называли - старинный увеселительный сад или помещение, в котором происходили гуляния с танцами, маскарадами, фейерверками.
26. Именно таким и было задумано пассажирское здание в Павловске, на этой первой в России железной дороге.
Здание концертного здания с рестораном было построено по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера. Оно было открыто для публики в 1838 году. Первоначально предполагалось, что вокзал будет функционировать круглогодично, но из-за малой посещаемости зимой с 1840 года в зимнее время он был закрыт, и лишь в отдельных случаях в нём проходили концерты, балы и т. д.
Павловский вокзал стал первым постоянным концертным учреждением России, в котором выступали симфонические оркестры. В сентябре 1838 года выступили цыгане, за ними в начале следующего года прибыл симфонический оркестр под управлением И. Германа, а с 1856 года в течение десяти сезонов выступал Иоганн Штраус (сын). Дирижировали на вокзале выдающиеся музыканты А. К. Глазунов, Р. М. Глиэр, А. К. Лядов, Н. А. Малько, В. И. Сук, а выступали Л. В. Собинов, Н. Н. и М. И. Фигнеры, И. В. Ершов, А. Д. Вяльцева, Г. Венявский, С. С. Прокофьев и другие.
После пожара 1844 года, вокзал был восстановлен, а затем (в 1860, 1871, 1884 годах) перестроен и расширен. В 1875 году по проекту архитектора Н. Л. Бенуа неподалеку был возведен Павловский театр.
(Информация из сети)
27. Довоенное фото
Павловского "музыкального вокзала", как его называли.
После 1918 года Павловский музыкальный вокзал и театр составили комплекс, в котором выступал симфонический оркестр из 80-ти музыкантов. За летний сезон он дал двадцать концертов. Среди коллективов здесь выступал Первый народный великорусский оркестр под управлением В. В. Андреева, пел Ф. И. Шаляпин.
На знаменитых концертах в разное время бывали Лермонтов, Кукольник, Тургенев, Брюллов, Достоевский, Толстой, Глинка, Римский-Корсаков, Серов, Кюи, Чайковский, Ахматова, Мандельштам, Бальзак и даже Александр Дюма.
29.
К сожалению Вторая Мировая война не дала ни единого шанса этому деревянному зданию дойти до наших дней. Линия фронта была рядом, бои на ней шли два с лишним года.
К сожалению не нашел информацию о том, в каком году оно сгорело, в 1941 году при занятии Павловска гитлеровцами, или в январе 1944 года, при освобождении.
30. Старая водонапорная башня, стоящая в 200-х метрах от нынешнего здания вокзала.
31. Жилой дом 1956 года постройки, расположенный недалеко от Привокзальной площади.
32. Вид на здание вокзала со стороны улицы Садовой, которая ведёт к императорскому дворцу Павла I.
Ещё будет фотоотчёт о дворце и немножко о парке, в котором лучше гулять в другое время года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий