Моя Москва |
Ельцин-центр: как всё-таки нам хорошо жилось в 1990-е Posted: 15 Jan 2017 10:42 AM PST На новогодних праздниках удалось посетить Екатеринбург и, в частности, нашумевший Ельцин-центр. Сразу оговорюсь, я не являюсь сторонником СССР, но при этом 1990-е тоже не считаю хорошим периодом, временем, когда было наломано столько дров, что до сих пор разобраться не можем. Так что из себя представляет Ельцин-центр? Дело в том, что согласно законодательству на малой родине каждого бывшего президента России можно устроить мемориальный комплекс, посвященный осмыслению его личности и эпохи. Ельцин-центр меня поразил, как в хорошем, так и в плохом смысле. Ельцин центр, как и положено, располагается в Екатеринбурге на улице Бориса Ельцина. Это почти самый центр, минутах в 10 пешком от центральной площади. На лестнице нас встречает памятник первому президенту Масштаб, конечно, поражает «Чайка», на которой Ельцин ездил, будучи Первым Секретарём Свердловского обкома. Ещё до входа в экспозицию центра можно видеть стену с названиями компаний и частными лицами, сделавшими большое пожертвование на строительство центра. Вся братия, «поднявшаяся» в 1990-е. «Вам когда-то Боря помог, помогите и вы теперь Боре» - так и слышу я слова из уст родственников и близких Бориса Ельцина, занимавшихся организацией центра. До экспозиции можно ознакомиться с избранными подарками первому президенту. Вот Борис Немцов, например, свитер Boss подарил: (пунктуация и орфография авторские) Дорогой Борис Николаевич! Примите мои самые тёплые поздравления с днем Вашего рождения. Решил подарить Вам свитер, чтобы Вам было в нём тепло и уютно. А его оранжевый цвет – намёк на то, чего не хватает сейчас нам в России. С каждым днём, Борис Николаевич, я люблю и ценю Вас всё больше и больше. Ваш Борис Немцов Здесь же можно видеть уже бронированный лимузин ЗИЛ, который использовался в кремлёвском гараже: Подумать только, даже ещё в начале 1990-х первый президент ездил на машине отечественного производства. Но двинемся дальше по экспозиции. Все, приходящие в Ельцин-центр, проходят через зал, где по кругу показывают один и тот же фильм, с одной стороны про российскую историю с самого начала, а с другой про извечное стремление к свободе и про то, что каждый раз у русского народа всё шло не так. То царь не такой, то ещё что-то, но враги напали И вот наступает ПЕРЕСТРОЙКА! Горбачев-молодец начал реформировать систему, рушить занавес, но, почти дословно цитирую, «систему невозможно было перестроить, её можно было только сломать» И тут приходит Ельцин, который «первый решил опереться на широкие народные массы», народный президент, человек из народа. Тут появляются все перечисленные ранее цари и генсеки, во главе их появляется Ельцин, все меркнут, Ельцин остаётся. Вот прям так и показывают. Этот ролик немало возмутил Никиту Михалкова, и не зря. Снимать видео этого ролика нельзя, но кто-то всё же снял «экранку», можете сами посмотреть: После агитационного кино мы проходим сквозь залы, посвященные истории России до Ельцина Здесь надо уточнить, что Ельцин-центром занималось Агентство музейного дизайна Ральфа Аппельбаума, которое в Москве, например, делало Еврейский музей и центр толерантности – один из лучших современных музеев России. Соотвественно, Ельцин-центр по композиции и организации экспозиции, по мультимедиа и прочим современным технологиям оставляет далеко позади многие современные музеи и выставки не только России, но и мира. Строго говоря, именно исторических артефактов здесь гораздо меньше, чем в некоторых даже региональных музеях, но по силе эмоцинально воздействия, по впечатлению – это один из лучших агитационных пунктов мира, не только России. В экспозиции встречаются интересные экспонаты: Копия аттестата Ельцина и макет гранаты, которую он, по его собственным воспоминаниям, в детстве неудачно разбирал и лишился двух пальцев. Мы поднимаемся наверх, в основную экспозицию, посвященную непосредсвенно Ельцину и его эпохе: Вокруг большого зала со статуей Ельцина, сидещего на скамейке, расположились различные комнаты, отражающие ту или иную веху. Опять же, здесь стоит помнить, что это не музей, это центр. В чём разница? Центр не пытается быть объективным, его делали родственники и друзья, соответственно отражены и непомерно раздуты достоинства, а о недостатках говорить не принято. Те же эпохальные провалы, о которых нельзя не сказать, проходят как-то мимоходом, на них не все даже внимания обратят. Пойдём по порядку: Первое эпохальное событие – выступление в Москве на пленуме с критической речью в адрес КПСС. Сделано всё очень круто: можно посидеть в креслах, некогда стоявших в Большом Кремлёвском дворце, голографическое изображение Ельцина двигается, говорит, вокргу висят пояснения, кто и как. Фото митингов за Ельцина, документы. Выходишь и понимаешь: «Даааа, все плохие, один Ельцин пошёл против системы, молодец!» В соседнем зале разместили целый троллейбус: Ну, вы помните, Ельцин демонстративно ездил по Москве на троллейбусе. Это был советский период, а мы выходим в общий зал и проходим в соседнее помещение: Соседнее помещение – типовая квартира. Вот прям в мельчайших деталях воссоздано, можно присесть в кресло, работает старый телевизор, передают тревожные новости, вдруг всё прерывается трансляцией «Лебединого озера». Тут же звонит телефон, поднимаешь трубку, а там взволнованный женский голос: «Алло! Здравствуй! Я не понимаю, что происходит... что происходит?» Открываешь маленькую дверку, будто в другую комнату и вдруг оказываешься в огромном зале прямо в центре событий: Впечатление производит просто колоссальное: на огромном экране показывают Москву, в городе беспорядки, по городу едут танки... ГКЧП! Диктатура! Давят свободу! Народ поднялся! Динамичный монтаж и быстрое развитие событий – просто не отороваться, как в кино, только документальная хроника. И вот он, апофеоз – Ельцин на танке произносит свою историческую речь. Масштаб исторической личности с помощью изобразительного искусства подавляет даже самых ярых скептиков. Идём дальше и видим последствия развала СССР, проходим сквозь продуктовый магазин с пустыми полками. Опять же воссозадно всё до мелочей. ё Отпустили цены и разрешили торговать, народ хлынул на рынки: Тут приходит группа молодых реформаторов И вот в магазинах появляется какое-никакое изобилие: Мы проходим сквозь магазин 1990-х У этих двух полок поколение 30-летних обычно надолго зависает в ностальгии И вот наступает 1993 год. Как вы думаете? Что произошло в 1993 году? Может быть парламент захотел указать президенту на его место? Может быть свободу кто-то притеснил? Может кто-то танки вводил в город? Да не просто вводил, а расстрелял дом правительства? Нет! Две мааааааленькие комнатки рассказывают о том, что да, были беспорядки и даже штурмовали телецентр Останкино. Ельцин тут же говорит, что, мол, трагические события произошли, но, не паникуйте, всё хорошо. Ожидаешь дальше увидеть штурм Белого дома, боевые вертолеты над городом, перестрелки на улицах, заварушку посильней 1991 года, но нет, в следующем зале сразу же про Конституцию 1993 года: Можно даже на память себе экземпляр взять: Ну а дальше снова – эпоха процветания. Компьютеры появились, офисы и прочие радости. При этом в этом же зале так ненавязчиво про Чеченскую войну. Некоторые даже не замечают, нужно зайти через узкий проход ЗА стенд и увидеть это: Да, это про чеченскую войну. Чьи-то ботинки, чьи-то также обезличенные элементы обмундирования и хроника по кругу на маленьком экране в одной из ниш. Всё! Ну было и было. Если бы мне не указали на эту экспозицию отдельно, может быть, тоже пропустил. Зато дальше невозможно не пройти мимо экспозиции про операцию на сердце: Для семьи это важно всё-таки. Эпохальный момент. И пусть страна подождёт. Не могли не рассказать здесь про кризис 1998 года, и так весело красочно с красивыми графиками, которые вроде бы и падают сначала, но потом неизменно идут вверх. Да, мол, было, но все мы молодцы: И здесь уже проходим сквозь зал, готовящий нас к отставке: Здесь же лежит интереснейший экспонат: «Ядерный чемоданчик» Ельцина – система спецсвязи с кодами для приведения в состояние боевой готовности ядерного арсенала. Что примечательно, чемоданчик фирмы Samsonite. Одна из самых интересных экспозиций – копия комнаты в Кремле, где записывалось заявление об отставке 31 декабря 1999 года: На камеру и экран выведено как раз это заявление. Отдельно хочется отметить охранников-смотрителей центра. То ли их как-то тренируют, то ли специально подбирали хитро, но каждый раз полное впечатление, что это сотрудники ФСО, то как на них сидят костюмы, то, как они пострижены, то как у них даже наушники торчат из уха – просто полное погружение. Я не раз бывал на различных протокольных мероприятиях с участием особо охраняемых лиц, охранники просто неотличимы. Потрясающее впечатление. Комната опять же воссоздана с огромной любовью к деталям. Тут и и телефоны спецсвязи, и коммутатор с кнопками быстрого соединения с министрами и аппаратом. Даже чашка с вензелем БЕ На фото не видно, но из чашки идет пар, будто только залили кипяток. Всё мастерство музейщиков в мелочах, вместе создающих именно ту атмосферу И тут же мы выходим в «Зал свободы» Здесь на экранах известные люди рассказывают о том, что свобода лучше несвободы присутствием свободы. Любой желающий может зайти в черную комнату и записать свое обращение. С двойственным чувством я покидал Ельцин-центр и, спускаясь по лестнице, вновь бросил взгляд на памятник первому президенту: Два вопроса: Как? и Почему? А так агит-пункт превосходный! Очень рад, что мне довелось пожить в это прекрасное время, 1990-е, время свободы и новых надежд, когда страной управлял такой мудрый и радеющий за народ правитель. Впервые за тысячелетнюю историю нашего молодого государства! |
Шерлок не торт (БЕЗ СПОЙЛЕРОВ) Posted: 15 Jan 2017 05:16 AM PST *зловещий смех* ХА-ХА-ХА! "Русские хакеры" опять потрясли мир, в сети за сутки до мировой премьеры появилась финальная серия 4 сезона сериала «Шерлок» в HD качестве, дубляже Первого канала и без логотипов. Даже в официальном твиттере возмутились. Не удержался, посмотрел! СПОЙЛЕРОВ НЕ БУДЕТ, но по итогам всего сезона могу сказать одно: Шерлок уже не торт. С одной стороны, здесь обычная «звездная болезнь», когда персонаж некогда делавший много чего интересного вдруг становится интересен сам по себе и уже не делает ничего, а тупо рассказывает о себе. А с другой... Шерлок в прошлом сезоне начал, а в этом окончально превратился в супергероя. Smart is the new sexy, как говорится. Чем и пользуются создатели сериала. Отбросим все нелогичности, отбросим все нестыковки, отбросим вообще какой-либо здравый смысл. Почему Супермен во всех сериях побеждает, да потому что он хороший, наделен суперсилой и может видеть сквозь стены. Здесь то же самое, нестыковка на нестыковке да отсутствием логики в угоду зрелищности погоняет, как и во всех блокбастерах. Да, это крутой блокбастер про супергероев, совершенно в ряду кучи супергеройских фильмов последних лет. Только про супер-ум (без какой-либо реальной логики). Пока, Шерлок! А так всё хорошо начиналось в первом сезоне. Ради этого уже нет смысла ждать часа ночи. Можно скачать позже (либо раньше и спокойно лечь спать). |
You are subscribed to email updates from Moveable Feast: Москва, история, машины и еще. To stop receiving these emails, you may unsubscribe now. | Email delivery powered by Google |
Google Inc., 1600 Amphitheatre Parkway, Mountain View, CA 94043, United States |
Комментариев нет:
Отправить комментарий