Тема дня |
- Мама-монархия
- Путин поручил приостановить создание особых экономических зон
- Герой в России — это героиня
- С облегчением? Французский Сенат принял резолюцию по вопросу санкций против России
- Роскомнадзор внес издание Vice в реестр запрещенных сайтов
- Юра и Аня, или Спектакль как форма чтения
- Нашелся сотрудник ОБСЕ, пропавший на Донбассе
- «Павленского освободить, канистру уничтожить»
- Впервые за десять месяцев Росстат зафиксировал нулевую инфляцию
- Чайка предложил без суда блокировать сайты с информацией о беспорядках
- Региональные газеты запустили акцию против НТВ
- У расследовавшего крушение MH17 детектива изъяли документы о деле
Posted: 08 Jun 2016 11:01 PM PDT Почему российская власть так благосклонно относится к самопровозглашенному «царствующему дому Романовых» и его главе Марии Владимировне. «Царствующий дом Романовых» и лично его глава — «великая княгиня» Мария Владимировна — играют особую роль в кремлевской пропаганде. Они призваны быть олицетворением преодоления всех драматических противоречий российской истории: между белыми и красными, демократией и диктатурой, революцией и монархией, войной и миром… Считается, что президент Путин покровительствует «царской семье», которая, называя себя «единственно легитимной», не претендует при этом ни на какую власть, безоговорочно признавая существующее положение вещей. Правдоподобен ли слух о передаче «великой княгине» Воронцовского дворца в Крыму. Попробуем разобраться в хитросплетениях «монархической темы» в современной РФ.
Морганатическое
В поисках ответа на этот вопрос надо немного погрузиться в историю русской эмиграции. Еще при Временном правительстве, весной 1917-го, Россию покинул великий князь Кирилл Владимирович — двоюродный брат Николая II. До этого он, правда, пытался подружиться с революционной властью и даже ходил по Петрограду с красным бантом на груди, но взаимности не нашел. Водворившись в Германии в 1924 году, провозгласил себя императором в изгнании, и в этом качестве, как ближайшего родственника последнего царя, его признали первоиерарх Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ) митрополит Антоний (Храповицкий) и ряд других епископов-эмигрантов. РПЦЗ сохраняла добрые отношения с Кириллом и его сыном Владимиром вплоть до начала 1990-х, но Владимир Кириллович «переметнулся» на сторону Московской патриархии и «стал заигрывать» с Ельциным (так писали в эмигрантских газетах тех лет). Впрочем, значительная часть верноподданнически настроенной русской эмиграции, в том числе церковной, не признавала притязаний Кирилла, а тем паче его отпрыска, на русский престол. Дело в том, что в 1905 году император Николай II не принял брак Кирилла с Викторией Мелитой, которая была женой брата императрицы Александры Федоровны. Для развода с братом императрицы у Виктории не было законных оснований, соответственно и ее новый брак (с Кириллом) трактовался как прелюбодеяние. Ну и красный бант как знак предательства царя простить Кириллу не могли. Самопровозглашенный император в изгнании скончался в Париже в 1938 году, а его преемником стал 20-летний Владимир Кириллович, который титула императора уже не принимал, а «скромно» именовал себя великим князем (с юридической точки зрения признание за ним этого титула возможно лишь в том случае, если признавать Кирилла императором). После Второй мировой войны (когда Владимир поддержал страны, воевавшие против СССР), в 1948 году, великий князь вступил в морганатический (то есть неравнородный) брак с разведенной г-жой Кирби, которая, правда, в девичестве была грузинской княжной Леонидой Багратион-Мухранской. В 1953 году в Мадриде у них родилась дочь Мария — нынешняя глава «Российского императорского дома». Обилие кавычек здесь и выше объясняется тем, что с точки зрения законов Российской империи, править которой, по идее, хотят все эти люди, дети, родившиеся от таких браков, лишаются прав престолонаследия. Поэтому часть русской эмиграции признала Марию Владимировну великой княгиней не по закону, а по принципу «на безрыбье и рак рыба». (Замечу в скобках, что я далек от мысли считать Марию Владимировну раком.) Дальше этот «императорский дом» лишь ухудшал свою династическую карму: плод двух незаконных (с точки зрения престолонаследия) браков — Мария Владимировна вступает в брак с прусским принцем Францем-Вильгельмом Гогенцоллерном, с которым через несколько лет разводится. Но от этого брака остается чадо — Георгий, получивший отчество Михайлович, поскольку его отец ненадолго принимал православие с именем Михаил. Однако по всем законам, как прусским, так и российским, Георгий в лучшем случае должен считаться членом дома Гогенцоллернов, а не Романовых. Отсюда его презрительная кличка в рядах современных российских монархистов — «Гоша Гогенцоллерн». С каждым очередным поворотом в биографии Кирилловичей укреплялось Объединение членов дома Романовых — сообщество потомков русских императоров в эмиграции, не признающих притязаний Марии Владимировны. Именно глава этого объединения — князь Николай Николаевич — представлял Романовых на церемонии захоронения останков царской семьи в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга с участием Бориса Ельцина в 1997 году. Впрочем, с приходом к власти Путина Кремль повернулся лицом к очень сомнительной, но амбициозной, а потому и податливой «царской семье» Марии Владимировны. Она стала частью нового политического мифа России. Духовником Владимира Кирилловича был старец-архиепископ РПЦЗ Антоний (Синкевич). В 1991 году, после первой поездки великого князя в распадающийся СССР, духовник написал ему открытое письмо, где осуждал участие князя в богослужениях «красной» Московской патриархии, созданной в 1943 году Сталиным, и призывал его покаяться, вернувшись на путь верности Зарубежной церкви. В апреле 1992-го Владимир Кириллович умер и был отпет Алексием II в Исаакиевском соборе. Его потомки к проблемам церковных разделений уже не возвращались, безропотно признавая «ту церковь, какая есть», — то есть «красную» Московскую патриархию… На службе КремляНовая Россия не сразу нащупала оптимальную для себя форму правления. Это сейчас мы — кто со вздохом, а кто с усмешкой — признаем, что такой формой является авторитарная диктатура средней тяжести и что «это надолго». В 90-е годы да и в начале правления Путина просчитывались разные варианты — в том числе монархический. Конечно, политическая элита всерьез не рассматривала восстановление самодержавия, речь шла скорее о декоративной конституционной монархии, которая прикрыла и легитимизировала бы несменяемость власти новой номенклатуры. Вон, даже в «демократической Кампучии» Пол Пота номинальным главой государства был монарх — принц Сианук. Оптимальным титулярным монархом в этих раскладах считался молодой Георгий — казалось, что этого подростка можно отформатировать под любую задачу. Говорят, в начале 90-х политический крестный отец нынешнего президента Анатолий Собчак сватал свою дочь Ксению к великому князю, а в прессе даже мелькали сравнения: «Наши Чарльз и Диана». Брак в конце концов не состоялся, и Георгий Михайлович, в отличие от Ксении Собчак, до сих пор холост. Перед «местоблюстительством» Дмитрия Медведева в 2007—2008 годах также вспомнили о «варианте Георгия», но последний имел неосторожность устроиться в Еврокомиссию в Брюсселе, отвергнув военную карьеру, предложенную ему в России, что не укрепило доверия к «царственному отпрыску». При Медведеве Георгий покинул Брюссель и получил синекуру от Кремля — стал советником гендиректора ГМК «Норильский никель» и представителем этой компании в Европе. Весной 2014-го, одновременно с началом агрессии против Украины, князь покинул этот пост и вернулся на Запад, организовав в Брюсселе пиар-агентство «Романофф и партнеры». Можно, конечно, глядя на эти перемещения между Норильском и Брюсселем, погадать на кофейной гуще, существуют ли политические разногласия между Георгием и его мамой Марией Владимировной, которая горячо поддерживает и одобряет любой изгиб внутренней и внешней политики Владимира Путина. Но материала для таких гаданий маловато: Георгий Михайлович не дает интервью и на всех телесюжетах держится строго в тени своей куда более общительной родительницы. * * * Судя по тому, что Мария Владимировна с отпрыском до сих пор периодически появляются в главных теленовостях России, проект «Императорский дом» не до конца отвергнут в Кремле и на Лубянке. Может быть, его держат про запас, не находя ему применения в актуальной российской политике. А раз великих княгиню и князя осыпают разными благами и, вполне по законам феодальных отношений, наделяют имениями, то их лояльность важна и оценивается вполне конкретно. Только имеет ли этот «постомодернистский» союз какое-то отношение к историческим судьбам России?.. Александр Солдатов |
Путин поручил приостановить создание особых экономических зон Posted: 08 Jun 2016 10:29 PM PDT Президент России Владимир Путин поручил правительству приостановить создание новых особых экономических зон и прекратить работу десяти неэффективных зон, пишет «Коммерсантъ». Издание ссылается на информацию из ведомственной переписки. Решение принято после доклада главы контрольного управления президента Константина Чуйченко. В нем сказано, что с 2006 года на 33 зоны потрачено 186 млрд рублей, причем 24 млрд из них не использованы. Налоговые и таможенные платежи из зон за это время составили 40 млрд рублей. Создание одного рабочего места в ОЭЗ обошлось бюджету в 10 млн рублей. В отчете Счетной палаты от апреля текущего года подчеркивается необходимость доработать принципы управления особых экономических зон. Как отмечает ведомтсов, регионы подают заявки на большую территорию, но не успевают ее осваивать. В результате к началу 2016 года 40% территорий не были освоены. Поручение должно быть исполнено до 30 июня. После разработки единых подходов к управлению такими зонами их создание может быть возобновлено. В декабре минувшего года Путин поручил проверить эффективность расходов на особые экономические зоны. |
Posted: 08 Jun 2016 10:01 PM PDT «Кинотавр» открылся альманахом «Петербург. Только по любви», который выйдет осенью на экраны. Коллекция объяснений в любви кинематографистов именитым городам мира приросла Петербургом. Семь новелл призваны составить некий фильм-портрет. Особенность очередного кинопазла — все режиссеры женщины. Итак принципиальный и жалостливый взгляд. Авдотья Смирнова рассказала еще одну историю на свою любимую тему: интеллигентная женщина не умеющая избавиться от одиночества, готова тем не менее на отчаянные поступки. Например, на сеанс приворота с сырыми яйцами в исполнении доморощенного шамана, подозрительно похожего на Михаила Боярского («Выгул собак»). «Одинокая женщина» — снова сыграна любимой актрисой режиссера Смирновой — Анной Михалковой. Режиссер Анна Пармас сосредотачивает внимание сразу на двух женщинах: матери-пенсионерки и ее беременной великовозрастной дочери (Надежда Маркина и Анна Уколовав в эпизоде «Девочки»). По дороге на УЗИ, скользя по ледяному питерскому ветру, они ссорятся, споря на излюбленную соотечественниками тему: что лучше сталинский порядок или бунты педерастов с Болотной? Но живой портрет будущего ребенка их, безусловно, примирит. Наталья Назарова рассказывает про мать одиночку — из рабочих, которая вечером марафетится и несется … в консерваторию на концерт хора мальчиков, где ее маленький суровый сын — солист… или — вопрос — солистка? («Просто концерт»). Оксана Бычкова гуляет по Питеру вместе с парой влюбленных («Утро»). Один из самых ярких актеров поколения Александр Паль играет здесь роль глухонемого юноши… Так, во всяком случае, кажется поначалу. Буквально первую минуту…. Но чуть ли не во всех новеллах мосты между «представлением» и «реальностью» — разведены. Девушка из «Селфи» Аксиньи Гог мечтает… красиво покончить жизнь самоубийством, «нажравшись» в клубе, переспав с красивым юношей и живописно прыгнуть в белом платье с крыши или моста. Главное, чтобы внизу… не оказалось помойки. Дамы разного возраста в эпизоде Ренаты Литвиновой собираются на киноплощадке среди изысканного интерьера на съемках изысканного фильма о Бродском. Потому что сегодня модно снимать про Бродского странное кино. Кинобродских должно быть много-много. И режиссирует это кинопосвящение — почти инопланетянка, вздорная, непредсказуемая француженка («Сны Иосифа»). В стереоскопии фильма в фильме есть игра с киноязыком, с абсурдом. Но самой кружевной «виньетки ложной сути» больше, чем существа, эмоции, смысла. Несмотря на то, что в альманахе есть пролеты над каналами, картинки с разведенными мостами и целая новелла про Аничков мост — как символ борьбы человека с живой стихией (новелла Натальи Кудряшовой) — фильму недостает самого города. Его воздуха, настроения, «счастливых дней» и горьких, но прежде всего его энергии. Петербург — город мужского рода. Продюсеры, конечно, ловко придумали: объясняться в любви Питеру будут представительницы слабого пола и мужской режиссерской профессии. Потому что Петербург, по версии альманаха, — город женщин (даже в хоре мальчиков можно разыскать девочку). Поэтому и дыхание у фильма неровное, нервное, но… тихое. Пульс неровный. Зато в итоге все не слишком удачливые женщины обретают свое призрачное счастье в любимом городе. Профессор Питтсубрского университета Нэнси Конди задала авторам и продюсерам вопрос: «Не слишком ли много сиропа, светлых финалов, позитива в их фильме?» Продюсеры возражали не очень настойчиво. Фильму еще в прокат выходить, а нынешний зритель, к шаману не ходи, «покупается» в основном на «позитив». Церемонию Открытия вела ломкая дива Рента Литвинова в фантастическом платье и ретро-прическе. Это был моно-спектакль, никакие спец-эффекты не нужны, когда Рената вкрадчивым голосом приглашает на сцену Вячеслава Тельнова и страстным полушепотом произносит его должность «Директор департамента кинематографии Министерства культуры Российской Федерации». Гендерная тема, как мы и предупреждали читателей «Новой», пока доминирует на фестивале. Сергей Сельянов, признался, что проект «Петербург. Только по любви» вовсе не случайно женский. Он вспомнил идею Гумилева о толчке, или луче, которые возбуждают пассионарность народа. По мнению продюсера, очередной луч «как-то и почему-то прошел по женщинам». «Это вопрос к космической силе, — отчасти шутил Сельянов, — отчего столь сескистски она поступила. Нам — ничего, женщинам — все. Чувствуем себя обиженными. Но что делать, это так. И это радость, потому что для России это хорошо». Совершенно неожиданно «женскую тему» подхватил букеровский лауреат писатель Александр Снегирев. Он на «Кинотавре» с женой Ольгой Столповской (в конкурсе ее неигровая картина «Год литературы»). После рассказа о двух знаменательных встречах с Дмитрием Медведевым и Юрием Норштейном на Красной площади во время книжного фестиваля (у Норштейна Снегирев взял автограф), он неожиданно включился в гендерную дискуссию. Его спрашивают: «Кто же сегодня «герой нашего времени?». «Сегодня в России герой — это героиня, — отвечает Снегирев, — в силу многих исторических и политических причин. Исключительно благодаря женщине все в России и происходит. У нас 70 процентов руководящих постов занимает слабый пол, зарабатывая больше мужчин. На канале «Культура» я видел любопытную программу. Греческий парень ездил по городам «Золотого кольца». Во Владимире запомнился его разговор с водительницей автобуса. «Зарабатываете больше мужа?» «Конечно. Он дома сидит. Работу потерял. Другую не нашел». «Он же и дома сидит, и попивает. Зачем вы с ним?» «Ну, он же без меня пропадет» Вот ключевая фраза для страны. Просто физически слишком много… миллионов мужчин погибли в первой половине ХХ века. И вот закономерное явление. Женщины научились выполнять мужские функции, сохранив главную женскую — рожать детей. А с другой стороны, за отсутствием мужчин, привыкли баловать своих детей. Одинокие матери — вольно или невольно растят своих детей такими же, как и их временные отцы — безответственных, инфантильных. Почем я не исключение, сочетаю те же недостатки. Мужчины привыкли к избыточному внимаю. Женщин ведь у нас больше. Многие уезжают… нередко в поиске личного счастья. И потом. Мы снова живем в античные времена. Посмотрите на сочинский Зимний театр, где идут фестивальные показы. Это же реконструкция здания Античного мира. Красная крыша, колонны… По многим, в том числе эстетическим приметам, мы перенеслись в Древний мир. Снова культ тела, животная мораль, существование нескольких империй. Наши храмы — огромные супермаркеты. Наши всемогущие вседержители — кинозвезды, певцы. Приносим им жертвы. Археологи через тысячу лет решат что Курт Кобейн и Мик Джагер — боги. А в кинематографе, по-моему, это очевидно, героя у нас заменила героиня. И это надолго. В современной России женщина выполняет функцию Богини. Лариса Малюкова |
С облегчением? Французский Сенат принял резолюцию по вопросу санкций против России Posted: 08 Jun 2016 02:01 PM PDT Французский Сенат проголосовал по вопросу резолюции об «облегчении санкций», принятых против России. «За» высказались 302 человека, против — 16, всего в верхней палате французского парламента заседают 348 человек. Впрочем, какими бы ни были результаты сегодняшнего голосования, они имели бы практическое значение только для двух категорий граждан: пророссийских парламентариев во Франции и их кураторов в России.
Похожую резолюцию, напомню, приняли 28 апреля депутаты верхней французской палаты. Тогда в полупустом зале Национального собрания за резолюцию с призывом к правительству страны поддержать отмену санкций против России проголосовали 55 депутатов, против 44 (всего в Нацсобрании — 577 человек). В Нацсобрание проект резолюции внес главный друг российских властей в нижней палате депутат Тьерри Мариани, сопредседатель ассоциации «Франко-российский диалог» (другой сопредседатель — бывший глава РЖД Владимир Якунин), в Сенат — главный друг российских властей в верхней палате Ив Поццо ди Борго. Мариани по традиции возглавляет поездки организованных групп французских депутатов на территории, контролируемые российскими властями. Самой яркой пока стала поездка в Крым в июле 2015 года. Чудаковатый Ив Поццо ди Борго радостно позировал тогда в футболке «Обама, ты — чмо», и это политическое высказывание стало кульминацией той бесценной поездки.
Авторы предложения напоминают, что 28 и 29 июня Европейский совет должен «снова рассмотреть вопрос продления санкций» и в связи с этим «важно, чтобы Сенат занял позицию» и принял резолюцию по этому «чрезвычайно важному вопросу». Во-первых, предлагается «постепенно облегчать секторальные санкции» (при снятии авторы резолюции предлагают оценивать «изменение ситуации» (в Донбассе) по сравнению с периодом до 12 февраля 2015 года, т.е. до подписания вторых Минских соглашений). Следом, «на тех же условиях», авторы предлагают сделать «переоценку дипломатических и политических санкций». И «наконец», напоминают, что французское «правительство может призвать своих европейских партнеров незамедлительно снять индивидуальные санкции, направленные против российских парламентариев». Правительство, а также Олланд, до сих пор продолжали заявлять, что пересмотр санкций возможен только после «полного выполнения» Минских соглашений. Более того, в случае ухудшения ситуации на Донбассе, санкции могут быть усилены. Об этом же говорится в резолюции, принятой по итогам недавнего заседания «Большой семерки» в Японии. В этом смысле позиция сенатора Эрве Море, президента группы франко-украинской дружбы в Сенате, гораздо ближе к позиции французской исполнительной власти. Во вторник 7 июня Море выдвинул предложение об отклонении резолюции о снятии санкций. Сенатор считает, что снятие санкций является «преждевременным» и «контрпродуктивным» шагом, потому что позволит российским властям думать, что они могут «заплатив недорого, аннексировать и дестабилизировать» «целые регионы» Европы. Юрий Сафронов |
Роскомнадзор внес издание Vice в реестр запрещенных сайтов Posted: 08 Jun 2016 01:28 PM PDT Роскомнадзор внес американское издание Vice (vice.com) в реестр запрещенных сайтов из-за материала, рассказывающего о воровстве из магазинов, сообщается на странице Роскомнадзора «ВКонтакте». Такое решение принял Тобольский городской суд Тюменской области. По мнению суда, материал издания содержит «информацию о пропаганде хищения товаров из торговых центров и магазинов». Роскомнадзор отмечает, что Vice не ответил на уведомления ведомства. «Надеемся, что это недоразумение, и редакторы сайта все же откликнутся и ограничат российским пользователям доступ к материалу, который суд признал запрещенным к распространению на территории РФ», — сказано в заявлении Роскомнадзора. Текст был опубликован в декабре 2014 года. Журнал Vice начал выходить в 1994 году. На сегодняшний день он издается в 34 странах. |
Юра и Аня, или Спектакль как форма чтения Posted: 08 Jun 2016 01:01 PM PDT Авторский театр «Эскизы в пространстве» поставил спектакль «Журналист. Жизнь в секунду» — о наших коллегах и друзьях Юрии Щекочихине и Анне Политковской. Нам часто кажется: то, что мы делаем, — никому не нужно. Все уходит в песок. Масштабы смещены. Оценки искажены. Вот говорят о праве на забвение. А право не забывать — помнить — у нас есть? Только в «Новой» с 2000 года мы потеряли шесть человек: Игоря Домникова, Юру Щекочихина, Аню Политковскую, Стаса Маркелова, Настю Бабурову, Наташу Эстемирову. А всего в России с 1994 года убито более 500 журналистов. Помнит ли страна их имена? И самих этих людей? И где оно, устройство нашей памяти? От «текстов слов» тех, кто погиб за идеалы, читатели получали «гуманистическую прививку». Это была вакцина «сопротивления поветрию лжи». Но как надолго хватает такой вакцины и такой прививки? Сколько ампул (уколов) в день, месяц, год, десятилетие необходимо, чтобы не на уровне очень отдельных людей, а на уровне всего возлюбленного отечества была искоренена привычка к бесстыдству? Еще со сталинских времен у (в) нас осталось это: страх искоренил стыд, из-за страха перестало быть стыдно. По недавним опросам Левады-центра: 52% наших соотечественников относятся к Сталину положительно. Больше половины, черт побери! Говорят, совесть выше, чем честь. Может быть. В чести есть момент замкнутости на себе, а совесть — это всегда и включенность в себя других людей, и включенность себя в других людей. Так вот: про включенность себя в других и других в себя. Вдруг совсем, совсем неожиданно какие-то, условно, дети взяли и поставили спектакль про Юру и Аню. «Когда я читала статьи Политковской о войне в Чечне, мне было просто физически очень плохо. То есть в какие-то моменты начинало реально тошнить. Я закрывала книгу, откладывала, потом заново открывала. Я не хотела верить в то, что там написано. И вот как раз в те дни мне приснился сон, что началась война… и что мне позвонила моя мама и сказала, что она сидит в сыром подвале… и что ей дали автомат и она не знает, что с ним делать… и что ей очень страшно». Это Ира Михейшина, режиссер спектакля, рассказывает. Она — красивая, открытая, непосредственная, теплая. Вот перед спектаклем говорит зрителям: «Меня зовут Ира. Я родилась в 1988 году. В этом же году Юрий Щекочихин опубликовал свою знаменитую статью «Лев прыгнул». Эта статья о советской мафии — начало современной российской расследовательской журналистики. <…> я почти ничего не знала о Юрии Щекочихине и Анне Политковской. Я даже не думала, что есть такие люди. Я наблюдала жизнь. Со многим не соглашалась. Многое оставляла как есть, потому что вроде как не в силах изменить. Но вот… мы сделали спектакль… и пока, кроме этого, больше ничего не можем сделать… Я часть этого спектакля, и вы будете частью спектакля. Интересно, что из этого получится. Возможно, мы станем друзьями, а возможно, подеремся. В жизни так всегда. Как выяснилось, в журналистике тоже». Спектакль — весь, от начала до конца — опирается на искренность. И это как раз тот случай, когда недостаток искренности оказался бы самоубийственным. Я боялась, что на показ в Дом журналиста никто не придет или придет мало народу. Вход свободный. Но рекламы, кроме соцсетей, нигде и никакой. А был полный зал. И очень много молодых и совсем юных лиц. На сцене — два человека: Юра и Аня. А в зале у микрофона за Автора Ира Михейшина. Юра — Дима Максименков, а Аня — Алина Кузнецова. Я специально убираю слово «играют», потому что это не игра, а что-то другое. Театр и жизнь здесь смешиваются. Все переполняется чувствами, вспышками любви. А качество сильных позитивных чувств, по-моему, еще никто не отменял. Никаких восторгов или поучительных сентенций. Слов «герои», «мученики», «святые» не слышно и не видно. Только тексты Юры и Ани.
Автор идеи — директор Дома журналиста Игорь Степанов. Кстати, идея — не просто сделать спектакль о Юре и Ане. А чтобы этим спектаклем открыть Театр документальной журналистики. Это будет цикл, посвященный журналистским расследованиям. Идею эту поддержал председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов. Он сказал мне, что это не обязательно должны быть погибшие журналисты — живые тоже. Но, конечно, о погибших надо говорить в первую очередь. Степанов дал ребятам кучу Аниных и Юриных книг. И они прочитали абсолютно всего Щекочихина и абсолютно всю Политковскую. Гоняли книги по кругу, из рук в руки передавали. И все фильмы о Юре и Ане пересмотрели, и все их интервью изучили — газетные, журнальные, телевизионные, наши и зарубежные. И в интернете так много всего нашли, что даже Надя Ажгихина, секретарь Союза журналистов России и жена Юры Щекочихина, удивлялась. Надя, кстати, много в работе над спектаклем помогала. Авторский театр «Эскизы в пространстве» — очень маленький: 15 человек. Родился шесть лет назад. Отцы и леди-основатели(льницы) — студенты и выпускники Московского государственного института культуры. Художественный руководитель — Дима Мышкин, но здесь нет начальников и подчиненных. «Сегодня ты — Гамлет, а завтра — стражник». То есть буквально: сегодня Алина Кузнецова — Анна Политковская, а Дима Максименков — Юрий Щекочихин, а завтра Алина в «Отцах» «идет на свет», а Дима в «Идиоте» — на звук. Вот и в спектакле «Журналист. Жизнь в секунду» Дима Мышкин занимается проекцией, Их цель — театр, где царит воображение. Это очень, очень важно. Я иногда думаю: дело, наверное, не в том, что у привычных к бесстыдству нет совести, дело — в отсутствии воображения. Вот приснился Ире сон, когда она читала Аню, что это ее, Ирина мама, сидит в сыром подвале, а кругом война… А кто-то не в силах представить, что зло случится конкретно и реально с ним или с его родными… Памятью может пользоваться кто угодно и как угодно. (См. опросы по Сталину.) А воображение по определению вещь независимая, и воображение умеет быть непокорным. Впрочем, что касается актерства, то один режиссер хорошо сказал: «Представлять себе не трудно, трудно удержать образ и потом воссоздать его». Мне кажется, Диме Максименкову удалось и представить себе Юру Щекочихина, и удержать его образ, и воссоздать. Дима на Юрку совсем не похож: очень высокий, очень худой, как будто немного вогнутый. Но как улыбнется — вылитый Щекоч! Я даже в наших разговорах сбивалась и на полном серьезе называла Диму Юрой. «Был такой человек, Юрий Щекочихин, он вел такую жизнь, делал так и так… А что делаю я? И как соотносится то, что делаю, с правдой и свободой? Насколько осознанно я живу? Почему мы вообще очень часто уходим от осознанности (это сейчас моя личная тема), и все у нас как-то случайно, когда получается, когда не получается, но так, как будто мы ни в чем — ни в плохом, ни в хорошем — ничуть неповинны». Дима говорит быстро, захлебываясь, и руками размахивает точь-в-точь, как Юра. И от этого такое впечатление, что Щекоч встретился со своим образом. «В архивах «Новой» мы нашли интервью Щекочихина с Немцовым. И вот когда сегодня читаешь это интервью, обнаруживаешь, что и Юрий, и Борис именно об осознанности общества заботились. И в момент разговора они понимали, чувствовали, ощущали, какие процессы происходят в нашей стране, и это было не какое-то приблизительно общее понимание, а понимание единиц. Интервью 1997 года. То есть почти 20 лет прошло… и вот эти два человека убиты… они жили в одно время, их нет сейчас с нами, но они говорят о будущем, о том, как кто из них видит будущее…»
«Вот для меня очень важен этот текст Политковской 2004 года, — говорит Дима Максименков. — Все как будто о нас и о наших митингах 2011—2012—2013 годов, когда люди вышли на Болотную и на Сахарова… тоже мы почувствовали свободу, а потом растерялись, не зная, как ею воспользоваться, и да, не придумали ничего лучшего, как обидеться. То есть мы проиграли эту схватку, не стали бороться за то, что нам дорого». Слышу про этих ребят: ой, они такие наивные, — и кидаюсь на защиту почти инстинктивно: а что вы хотите, чтоб были циничными? Тем более цинизм нынче совсем с умом не дружит, а цинизм без ума — это как неталантливый, тупой мат на улицах.
Алина Кузнецова — самая младшая в авторском театре «Эскизы в пространстве». Еще студентка. Учится в Московском государственном институте культуры на режиссера. Аня — ее первая (и пока единственная) главная роль. Алина — обаятельна, собранна и энергична. Общаешься с ней просто так — смешная девчонка. А когда она на сцене Анна, то все очень убедительно и волнующе. «…узнаешь то, что в текстах Щекочихина и Политковской, — становишься жестче. Просто что-то щелкает, наверное, в один момент, и приходит какое-то такое осознание, что смешного мало вообще… Я понимаю, что как человек стала, наверное, серьезнее, чем была до…» Алина считает, что момент, когда она познакомилась с текстами Анны Политковской, — это какая-то ее отправная точка. Пока шли репетиции этого спектакля, Алина с какими-то своими друзьями рассталась навсегда. «Они просто отвалились, понимаете? Потому что появилось что-то такое, через что я уже не могла переступить, махнуть рукой, промолчать…» Репетиции были очень сложные. Музыканты, например, ушли. Все до одного. Были музыканты, которые добавляли бытовые звуки города, еще что-то. И вот они сказали, уходя: «Мы идеологически не согласны с этими текстами и поэтому не хотим работать в спектакле, мы других взглядов, и эти люди — Щекочихин и Политковская — не отражают наше мировоззрение». Тексты Юрия Щекочихина и Анны Политковской встречали с нацеленными ружьями не только враги, но и коллеги, и даже друзья. Ну да, с такими друзьями, на фиг, мы обзаводимся врагами… До сих пор вижу те наморщенные носы: «Политковская — не журналистка, она правозащитница», или: «Щекочихин — это просто депутат». Неправда ваша! Для Юры и Ани это было захватывающим и безудержным счастьем — заниматься тем, чем они занимались. И это — журналистика. По словам, по действию и воздействию — очень классная журналистика. Негласная и гармоничная часть спектакля — обсуждение. Ира: «Какие-то люди подходили и говорили: «А вам не страшно?» А один парень мне очень долго пытался внушить: «Вам нужно иметь кого-то в государстве, ну в Государственной думе, например, чтобы за вас заступились. Жалко будет, если такой театр как-нибудь накажут». Вот логика! То есть, посмотрев этот спектакль, парень мне предлагает «крышу», условно, Государственной думы». А кто-то признавался: «Мы Щекочихина и Политковскую не знали, но, посмотрев ваш спектакль, мы им поверили».
У авторского театра «Эскизы в пространстве» нет своего помещения, никаких спонсоров и покровителей, здесь не получают зарплату, кто-то где-то просто подрабатывает, как, например, Дима — администратором в Бабушкинском парке; всё на голом энтузиазме, квартиры снимают, у всех ни гроша за душой. Я не умиляюсь этому. Наоборот. Спонсоры, ау! Талант и деньги очень часто ходят по разным комнатам. Но все-таки не всегда ведь, да? Иногда встречаются? Самый мощный, как мне кажется, момент в спектакле — это когда в его конце Ира, Дима и Алина начинают вслух зачитывать имена и фамилии погибших в России с 1994 года журналистов. Сначала они читают по очереди, потом раздают листочки в зал, и зрители — и совсем юные, и те, кто постарше, — читают каждый по отдельности и все вместе. Голоса накладываются друг на друга, но это не сумятица, а многоголосие, эхо друг друга. Хороший получился спектакль. Очень серьезный, горький, достоверный, эмоциональный. Ничего не упростили, ни в чью угоду не сгладили. Ребята абсолютно естественные, непринужденные, свободные. Чрезмерной взвинченности и чрезмерного нажимания на то, что они очень молоды, я хотела бы избежать.Пикассо хорошо сказал: «Надо много времени, чтобы стать молодым». Возраст, да, не имеет значения, если учишься жить. Может быть, всю жизнь мы только это и делаем. Кстати, о возрасте. Юре было 53 года, когда он погиб, Ане — 48. А смотришь спектакль — и возникает ощущение, что Ира и Дима (обоим по 27 лет), и Алина (22 года), как старшенькие младшеньких, берут Юру и Аню за руку и переводят через дорогу (реку, брод) к зрителю, искушенному и неискушенному, к тем, кто читал, знал Щекочихина и Политковскую, и к тем, кто о них даже не слышал. Мне это очень понравилось: спектакль как форма чтения. Зоя Ерошок |
Нашелся сотрудник ОБСЕ, пропавший на Донбассе Posted: 08 Jun 2016 11:28 AM PDT Сотрудник сводной мобильной группы ОБСЕ, который пропал 7 июня, был возвращен миссии в Донецке, сообщается на странице организации в фейсбуке. Ранее стало известно, что сотрудник ОБСЕ «не вернулся из отпуска 7 июня, как было запланировано». По информации организации, «он, якобы, находится в Донецке». Президент Украины Петр Порошенко предложил разместить в Донбассе вооруженную полицейскую миссию ОБСЕ. Позднее Киев заявил о согласии России на военную миссию ОБСЕ в Донбассе, однако МИД России опроверг это заявление. Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что Россия готова пойти на компромисс и согласиться на то, чтобы решением ОБСЕ группа наблюдателей на линии разграничения в Донбассе получила право ношения личного оружия. Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ начала работу на Украине в марте 2014 года. |
«Павленского освободить, канистру уничтожить» Posted: 08 Jun 2016 10:01 AM PDT Суд оценил акцию «Угроза. Горящие двери Лубянки» в полмиллиона рублей .
Павленский, весь процесс требовавший переквалифицировать вмененную ему статью «уничтожение объектов культурного наследия» на «терроризм» и соблюдавший в знак протеста «регламент молчания», теперь также в знак протеста слушал приговор не только молча, но и сидя. Из оглашаемого судьей Еленой Гудошниковой приговора стало понятно, что туда из обвинительного заключения перекочевала одиозная фраза о том, что Павленский «повредил объект культурного наследия НКВД-КГБ СССР, где содержались выдающиеся деятели культуры». Теперь этот замечательный факт установлен судом. Павленский, также говорилось в приговоре, «действовал сознательно»: «Подошел к указанной двери и облил ее из канистры, заведомо зная, что дверь придет в негодность». Кроме того, свои действия Павленский после задержания объяснил «неприязнью к ФСБ России», что по мнению суда, также подтверждает вину художника. Показаниям свидетелей обвинения, а также представленным обвинением экспертизам, весьма традиционно, у суда оснований не доверять не было. А вот консультационное заключение приглашенного защитой эксперта Попова, реставратора с 40-летним стажем работы, аккредитованного при Минкульте (он показал, что дверь не является культурным наследием, так как, во-первых, относится к столярному заполнению фасада, а во-вторых, является всего лишь копией оригинальной двери, и то не недостоверной), суд наоборот не принял. Что до допрошенных в суде диссидентов советского периода Сергея Ковалева и Сергея Григорьянца, которые оценили КГБ как организацию как террористическую, а акцию «Угроза» как протест против системы, то они, по словам судьи, не были очевидцами произошедшего, а лишь высказали свое отношение к содеянному Павленским.
Судья отметила, что Павленский вменяем («учитывая характер его поведения в ходе следствия и на суде»), не имеет отягчающих обстоятельств, но имеет смягчающие — не судим, двое малолетних детей. В итоге в качестве наказания ему назначили штраф в 1,5 миллиона рублей, но он был снижен до 500 тысяч рублей с учетом 7 месяцев, проведенных художником под стражей. Помимо этого Павленский должен оплатить 481 461 рублей в счет гражданского иска представителей «потерпевших» — войсковой части ФСБ, которым официально и принадлежит обгоревшая дверь. Канистру же, из которой Павленский облил дверь здания ФСБ горючей смесью, Мещанский суд приговором постановил «уничтожить». Решение суда о назначении штрафа не стало неожиданностью — на прошлом заседании, в ходе прений, прокурор Антон Сизов просил суд назначить Павленскому наказание в виде штрафа 2 млн. рублей, который с учетом смягчающих обстоятельств прокурор счел возможным снизить до 1,5 млн. рублей. Защита же в прениях вообще настаивала на недоказанности обвинения — подожженная дверь не является объектом культурного наследия, кроме того, непонятно, какая дверь вообще была осмотрена специалистами в ходе следствия. Кроме того, заявляли адвокаты, Павленский имел право провести художественную акцию «Угроза» и тем самым «отдать дань всем, кто содержался за этими дверями. Обожженная дверь не может ставиться в один ряд с судьбами людей». Художника освободили в зале суда. Выйдя на улицу, первым делом он сказал журналистам, что платить ничего не собирается и попросил общественность не собирать ему деньги на штраф. «Я благодарю всех, кто не боялся, ваша поддержка была мне важна. Неважно, как закончился этот процесс, важно то, что мы могли показать действительность: власть удерживается методами террора. Мы должны быть внимательны. Иначе тюрьма повседневности сможет стать тюрьмой терроризма», — заявил он. А на вопрос, почему как он думает, его освободили, ответил: «Потому что им это выгодно. Показать лицемерную маску гуманизма». Александра Букварева |
Впервые за десять месяцев Росстат зафиксировал нулевую инфляцию Posted: 08 Jun 2016 07:28 AM PDT За неделю с 31 мая по 6 июня инфляция в России замедлилась до нуля, сообщает сайт Росстата. По данным ведомства, с начала года к июню цены выросли на 2,9%. Последний раз нулевая инфляция в России была зафиксирована в августе 2015 года. Как отмечает ТАСС, в годовом выражении инфляция на 6 июня 2016 года сократилась до уровня в 7,2%. Министр финансов Антон Силуанов прогнозировал снижение инфляции до 6% к концу 2016 года. В свою очередь, Минэкономразвития предполагает, что инфляция снизится до 6,5%, а Центробанк прогнозирует уровень 6-7%. Напомним, по итогам 2015 года инфляция в России составила 12,9%. |
Чайка предложил без суда блокировать сайты с информацией о беспорядках Posted: 08 Jun 2016 07:01 AM PDT Генпрокурор Юрий Чайка, выступая на правительственном часе в Госдуме, предложил разрешить региональным прокурорам блокировать веб-сайты с информацией о подготовке массовых беспорядков без решения суда, пишет РБК. Сейчас полномочиями обращаться в Роскомнадзор с требованием закрыть доступ к сайтам обладают только генеральный прокурор и его заместители. Как пояснил Чайка, пока необходимые документы поступят с мест, «время для предотвращая противоправных действий может быть упущено». «Мы настаиваем на внесудебном порядке по аналогии с уже существующей процедурой запрета призывов к экстремизму, что позволит оперативнее реагировать на правонарушения», — сказал генпрокурор. Генпрокуратура, добавил Чайка, подготовила соответствующие поправки в законодательство. Данную инициативу поддержали ряд депутатов Госдумы и членов Совета Федерации. До 2013 года закрывать доступ к сайтам, содержащим призывы к массовым беспорядкам и участию в экстремистской деятельности, провайдеры были обязаны по решению суда. Затем приняли закон, согласно которому Роскомнадзор обязан был делать это с представления Генпрокуратуры. Позже правом обращаться с таким запросом были наделены региональные прокуроры. |
Региональные газеты запустили акцию против НТВ Posted: 08 Jun 2016 03:02 AM PDT В российском медиа сообществе, начиная с 8 июня, стартует акция, организованная региональными издателями — с этого дня газеты начнут публиковать у себя в разделе телепрограммы напротив логотипа телеканала НТВ предупреждение: «Будьте осторожны! Под видом журналистских материалов на канале НТВ вы можете получить искаженную информацию или пропаганду». Акция стала ответом медиа сообщества на выход фильма на телеканале НТВ «Должники Госдепа», в котором утверждалось, что газета «Якутск вечерний» получала средства из иностранных источников, связанных с государственным департаментом США. Также в фильме упоминались телеканал ТВ-2, газета «Челябинский рабочий», издательский холдинг «Алтапресс» и газета «Мой район». После выхода фильма Общественная коллегия по жалобам на прессу назвала фильм НТВ «ложным доносом», в котором использовались «манипулятивные способы воздействия на сознание зрителей». Однако, как отмечают члены АНРИ, телеканал никак не отреагировал на жалобу коллегии. Тогда было принято решение о проведении такой акции. Идея пришла в голову главному редактору газеты «Городские вести» Валерию Безпятых. «На 10-м саммите АНРИ говорили о ситуации с этим фильмом. Многие говорили, что надо его (Леонида Левина, издателя «Якутск Вечерний», — ред.) поддержать. Он — наш гуру, его уважают все газетчики страны, и независимые и государственные!», — рассказал «Новой газете» Безпятых. Впервые предупреждение о возможной опасности контента телеканалов НТВ и «Россия» поместил на страницах своей газеты сам Леонид Левин, сообщается на сайте АНРИ. На данный момент такое предупреждение опубликовали «Якутск вечерний», «Городские вести» (город Ревда, Свердловская область), «Омутнинские вести+» и «Золотая горка» (город Берёзовский, Свердловская область). Большинство издателей присоединятся к акции на следующей неделе. Большинство участвующих в акции изданий входит в Альянс независимых региональных изданий (АНРИ). Участие в акции примут также и те СМИ, которые не входят в АНРИ, в частности, «Змеиногорский вестник (газета города Змеиногорск в Алтайском каре). По словам Безпятых, к акции может присоединиться до ста изданий. «О сроках акции вопрос открыт — решим вместе. По методам тоже еще обсудим. Кто-то предлагает программу НТВ вообще не публиковать, кто-то желает все госканалы так промаркировать. Кто-то опасается осложнений для газеты на местном уровне в случае публикации. Коллеги сами все решат», — добавил Безпятых. Как отмечается на сайте АНРИ, текст предупреждения одобрили юристы всероссийского «Центра защиты прав СМИ», которые признали его юридически корректным, не несущим в себе риска судебного преследования. Напомним, это уже вторая за последнее время акция, которую организуют региональные издания. Первая состоялась в конце 2015 года. Тогда СМИ из разных регионов страны выступили против включения некоммерческой организации «Центр защиты прав СМИ» в реестр иностранных агентов. Акцию поддержали десятки изданий, в том числе и федеральные СМИ — всего более 600 журналистов. Инициатором выступил воронежский портал 36on.ru. В день акции некоторые онлайн-издания на сутки закрыли свой сайт черным окном (сам сайт был доступен), и все разместили на своих страницах баннер, по клику на которому можно было перейти на специальный сайт поддержки НКО, созданный активистами в сжатые сроки — за одну неделю. Печатные СМИ также опубликовали баннеры, и, кроме этого, тексты об НКО. Юлия Репринцева |
У расследовавшего крушение MH17 детектива изъяли документы о деле Posted: 07 Jun 2016 11:27 PM PDT Власти Швейцарии конфисковали банковскую ячейку в банке UBS Bank в Цюрихе, которую арендовал частный детектив из Германии Йозеф Реш, расследующий крушение «Боинга» MH17, сообщает нидерландская газета Telegraaf. Как отмечает издание, в ячейке могут быть «предположительно материалы взрывного характера». С помощью этих документов следователи надеются найти виновников трагедии. Конфискация была проведена по запросу Нидерландов, где ведется уголовное расследование обстоятельств катастрофы. Прокуратура в Роттердаме сообщила, что документы будут переданы голландской стороне для изучения только после того, как швейцарский суд примет соответствующее решение. Ранее дома у Реша были проведены обыски, в ходе которых также изъяли документы. По данным немецкого издания Capital, детектив также был допрошен в качестве свидетеля по делу о катастрофе. Летом прошлого года Реш заявил, что завершил работу и передал заказчикам информацию. В марте этого года в интервью немецкому журналу Stern детектив заявил, что при раскрытии информации о катастрофе у «некоторых правительств начнутся проблемы». Ранее, напомним, Нидерланды опубликовали отчет о ходе расследования крушения «Боинга» в Донбассе. В документе рассказывается, как протекала работа с первых дней — с того момента, как начали собирать обломки. Окончательные итоги расследования будут опубликованы осенью текущего года. Малазийский «Боинг», выполнявший рейс MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур, разбился 17 июля 2014 года на востоке Украины. На борту воздушного судна находились 298 человек, все они погибли. Причины авиакатастрофы до сих пор неизвестны. |
You are subscribed to email updates from Блог «Новой газеты». To stop receiving these emails, you may unsubscribe now. | Email delivery powered by Google |
Google Inc., 1600 Amphitheatre Parkway, Mountain View, CA 94043, United States |
Комментариев нет:
Отправить комментарий