вторник, 11 октября 2016 г.

Тема дня

Тема дня


«Россия прекрасна, Запад заблудился»

Posted: 10 Oct 2016 11:01 PM PDT

Деятели культуры клянутся в верности курсу партии на «Царьград-ТВ».

Исполнение Владимиром Жириновским «Боже, царя храни» во время награждения в Кремле — прозрачный намек на новые правила жизни в России. Падение доходов населения, слухи об эмиссии, трудовые конфликты — в такое время финансовые аналитики советуют страховать свои риски. Лучшая страховка в России — публичное признание в любви к президенту. Что Жириновский и сделал, прочитав монархический гимн в присутствии гаранта Конституции.

Новые правила вынуждают россиян, зависимых от государственного финансирования, вслед за лидером ЛДПР изобретать свои сценарии демонстрации лояльности. В особенности это касается представителей творческих профессий. В России они, как правило, зависят от заказов государства. Не в меньшей степени, чем работники Военно-промышленного комплекса. Доверительные отношения с профильными министерствами и агентствами — для них важны.


Проблема в том, что до присоединения Крыма можно было высказываться, не опасаясь последствий. В результате многие успели наговорить лишнего, и теперь, на фоне кризиса, им приходится заново уточнять свою позицию и расставлять приоритеты.

Где, каким тоном и что следует говорить, чтобы тебя услышали правильные люди и чтобы простили слова, сказанные в «болотном угаре»? Вариантов, как показывает пение Жириновского, масса. Один из самых интересных — авторская программа Захара Прилепина «Чай с Захаром» на «Царьград-ТВ».

Телеканал «Царьград» принадлежит предпринимателю Константину Малофееву, известному своими симпатиями к политическому православию. Презентация канала прошла 23 сентября 2014-го на VI международном фестивале православных СМИ «Вера и слово» в Подмосковье, организованном синодальным информационным отделом РПЦ. Полноценное вещание началось 19 января 2016-го, в праздник Крещения Господня.

Главным редактором является Александр Дугин. Эфиры полны сусального золота, колокольного звона, имперского пафоса, евразийских идей и в точности соответствуют новому курсу Кремля на возращение к эстетике ранней Московии. Мешковатая фигура самого Прилепина, разливающего чай в фарфоровые чашки, — по всем признакам, программа «Чай с Захаром» является идеальной площадкой, чтобы объявить о своей любви к Родине и неприязни к либералам.

Сценарий у передачи следующий: в течение часа Захар беседуют с гостями о литературе и политике. Ближе к середине он как бы случайно спрашивает у гостя о его отношении к Майдану, Крыму, к президенту и к тем, кто президента критикует. Гость отвечает как может. Ответы даются прямые, ясные и убедительные. Без тени заумности и снобизма.

Важно понимать, насколько гостям Прилепина — режиссерам, музыкантам, писателям, актерам — дорого сохранение лица. Надо показать, что отказ от своих слов, сказанных до триумфального возвращения величия, продиктован не расчетом, а искренней убежденностью. Ситуация крайне деликатная. Многие из приглашенных совсем недавно утверждали противоположное. Чтобы защитить новое амплуа от подозрений, приходится тщательно отбирать аргументы.

О чем говорят?

Самый экзотический вариант — сослаться на божественное вмешательство. Продюсер и театральный режиссер Эдуард Бояков, объясняя Захару причины, по которым он разлюбил Европу, указал на волю Божью. В 40 лет, после потери брата, о существовании которого он до последнего не знал, к нему пришло осознание необходимости покаяния за совершенные грехи. Следуя зову Господа, Бояков обратился к московскому православию. Он удалился в Оптинский скит, отпустил бороду и пришел к убеждению: Россия прекрасна, Запад заблудился, либералы — предатели.


У чеченского писателя Германа Садулаева другой подход: он заявил о своей готовности искупить вину кровью. Писатель утверждает, что готов умереть на поле боя, защищая Россию от внешних и внутренних врагов. Воевать он не умеет, поэтому, как только подвернется возможность, возьмет гранату, выдернет чеку — и бросится под вражеский танк.

Режиссер и сценарист Александр Велединский, объясняя свои симпатии к Кремлю, сослался на опыт общения с русофобскими продюсерами из Голливуда. В самом начале карьеры американцы предложили проект. Велединский детально изучил их предложение и понял, что ничего не выйдет, поскольку он русский, а русских в США боятся и не любят. Получилось довольно изящно: указать на дискриминацию своего творчества как на однозначное свидетельство в пользу верности идеалам «русского мира».

Защита писателя Сергея Шаргунова была построена на апелляции к правильному с точки зрения новой российской идеологии происхождению и биографии. Шаргунов верен России и президенту. Его отец — православный священник, преподаватель Московской духовной академии, а мать — крестьянка. Шаргунов с самого детства на нужной стороне. Во время жарких дискуссий в доме родителей, будучи 7 лет от роду, он мирил монархистов и демократов. В 13 лет защищал Верховный Совет Российской Федерации от Ельцина. В 17 — митинговал с красными националистами генерала Рохлина.

После Майдана Шаргунов приехал в Крым, чтобы убедить Аксенова скорее воссоединиться с Россией. Участвовал в героической защите Донецкого аэропорта от украинских нацистов. Вывод, на который Шаргунов намекает, прост: он навеки связал свою судьбу с Россией, его лояльность несомненна.

Схожей тактики придерживается советский поэт Станислав Куняев. Его мать, как и мать Шаргунова, — крестьянка из калужской деревни. Совершенно чуждая предательским настроениям, витающим в буржуазных столичных средах. Куняев вышел из народа, и все стихи Куняева — о народе и для народа. Он благодарен советской власти за свое благополучие и благополучие своих родственников. Поддерживает курс, взятый президентом. Упрекает либералов в неблагодарности. Согласно Куняеву, либералы не ценят возможности, предоставленные Родиной. В отличие от них Куняев благодарен за квартиру, но был бы благодарен и без оной. Как верный сын своего отечества.

Сегодня внезапную перемену во взглядах объясняют даже мистикой. Так, Скляр рассказал, что после смерти советский писатель оккультист Евгений Головин стал управлять его внутренним миром...

Режиссер Юрий Быков, развивая тему верности, рассказал о том, что он родом из провинции и знает русскую жизнь не понаслышке. В отличие от столичной богемы, у которой принято видеть в русской жизни только грязь и боль, он видит иное. Сквозь недостатки он видит суровый и вместе с тем прекрасный лик своей родины и любуется им. Отдельно упоминается критика со стороны богемы. Московская публика не нашла в фильмах Быкова привычной грязи… и отвернулась. Что, как намекает Быков, свидетельствует в пользу высокой концентрации патриотизма в его произведениях.

Музыкант Александр Скляр, лидер группы «Ва-Банк», автор песни «Когда война на пороге», ставшей гимном донецких и луганских сепаратистов, поведал Прилепину о том, как он внезапно преобразился. Как считает Скляр, в преображении сыграло роль, во-первых, происхождение. У него в роду были священники и казаки — носителяи «глубинного казачества». Во-вторых, влияние советского писателя-оккультиста Евгения Головина, с которым Скляр был знаком в юности и чьими идеями восхищался.

По словам музыканта, после своей смерти Головин начал управлять его внутренним миром. Под влиянием умершего писателя ему начали нравиться идеи Александра Дугина и Александра Проханова. Следуя им, Скляр вошел в круг особых людей, рядом с которыми он почувствовал, будто вернулся на свою «внутреннюю родину». После этого он обрел убеждения, которым следует, невзирая на критику.

Если в ближайшее время ситуация в России не переменится, указанные пути к лояльности — через мистику, через готовность совершить подвиг и т.д. — наверняка будут дополнены новыми.

Памяти режиссера Анджея Вайды

Posted: 10 Oct 2016 12:21 PM PDT

«Если бы мой фильм мог что-то повернуть в умах моих современников».

Его фильмы стали нравственным камертоном, в них прошлое разговаривает с настоящим и разговор этот по существу. Подобный уровень диалога мог позволить себе не только гениальный режиссер, но безусловный моральный авторитет. В Польше. И в мире.

Мы уже договорились об интервью, которое организовал Польский культурный центр. Анджей Вайда, несмотря на возраст, сохранил и ясность ума, и творческую состоятельность — его новая работа «Послеобразы» о человеке, который не хочет отрекаться от своих убеждений, была выдвинута польской оскаровской комиссией на «Оскар». В книге «Кино и остальной мир» он писал: «Господь дал режиссеру два глаза: один — чтобы смотреть в кинокамеру, другой — чтобы зорко следить за тем, что происходит вокруг».

Пан Вайда с неослабленной годами проницательностью слышал и видел мир. Романтик, лишенный сентиментальности, он до последних дней верил в невозможное: что его «кино морального непокоя» сделает этот мир лучше. И силой страсти своего таланта невероятное превратил в очевидное. После его знаменитой дилогии «Человек из мрамора» и «Человек из железа» Польша уже не могла вновь заразиться вирусом тоталитаризма. После шедевра «Пепел и алмаз» братоубийственная война потеряла всякий смысл. Он приблизил польскую Оттепель. Он рассказал миру о Катыни. Об изувеченных несвободой. О проклятых солдатах. Он никогда не перелицовывал историю, не демонстрировал лучшие стороны медали. Он искал и выискивал сложную, порой неудобную правду. Был чуток к сигналам времени. Поэтому его фильмы о прошлом столь современны.

Сразу после авиатрагедии в Катыни я прилетела к пану Вайде в Варшаву. Мы говорили о причинах и последствиях новой катастрофы, ее неочевидной связи с историей.

Анджей Вайда: «Если бы польские кладбища, на которых покоятся и советские солдаты, если бы катынский монумент всем убиенным, если бы мой фильм, созданный как дань их памяти, — могли что-то повернуть в умах наших современников. Поднять их чувство ответственности за себя, за прошлое и настоящее своей страны.

Но и в нашем, и в вашем кино востребована ложная героика. К примеру, собираются снять фильм про героизм Варшавского восстания. Но были и остались вопросы к командованию Армии Крайовой. Никто не рассказывает о событиях на Волыни и Галиции, где украинские националисты проводили этнические чистки, уничтожая поляков. Вот на Украине и героизируют Бандеру. Но у меня сложилось впечатление, что публику, ту, что ходит в кино, не интересуют все эти темы. Молодые живут собственной жизнью, а о трагическом, неосмысленном прошлом пусть думают родители. «Другие».

У военных преступлений нет срока давности. Вот почему нас оставили без объяснений, документов, открытых дискуссий. А я бы очень хотел получить документы своего отца, капитана Якуба Вайды. Катынские расстрелы — военное преступление. Убивать пленных непростительное кощунство. Польских офицеров уничтожали за то, что это была наша интеллигенция. Сталин хотел завоевать Польшу любой ценой. А чтобы поработить другую страну, тоталитарному режиму необходимо стереть с лица земли соль нации. Тогда нет ни общественного сознания, ни иммунитета против диктатуры. Народ превращается в безликую массу, с которой можно делать что угодно. В своем фильме я показал, что Гитлер и Сталин действуют симметрично. Фашисты арестовали всю профессуру Краковского университета и сгноили ее в концлагерях».

В завершении нашего разговора Анджей Вайда сказал: «Проблема Катыни заключается в том, что в 2004 году российская власть заявила: катынские расстрелы — преступление, но срок давности его истек. Вот почему нас оставили без объяснений, документов, открытых дискуссий. А я бы очень хотел получить документы своего отца, капитана Якуба Вайды, уверен, что они существуют».

Он просил нас содействовать в этом непростом деле. «Новая газета» сделала запрос в Управление регистрации и архивных документов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, надеясь прояснить судьбу капитана Вайды. Мы получили туманный ответ, подписанный начальником управления Василием Христофоровым. В официальном письме обращает на себя внимание факт признания в уничтожении «учетных дел» с санкции Хрущева. По сути, заметая следы массового убийства, власть включилась в преступный заговор лжи. Все ли дела были уничтожены, неизвестно. Межведомственная комиссия по охране гостайны (МВК, она же Комиссия по рассекречиванию) по-прежнему отказывается исполнять действующий российский Закон «О реабилитации жертв политических репрессий».

Нам кажется, в память о выдающемся режиссере необходимо выполнить его волю, и пролить свет на засекреченную страницу нашей общей истории. Истории трагического ХХ века, во всем ее драматизме и противоречиях отраженную в кинематографе Анджея Вайды.

Лариса Малюкова
обозреватель «Новой»

«Хотел порубить людей»

Posted: 10 Oct 2016 11:01 AM PDT

Резню в минском торговом центре устроил подросток.

Он несовершеннолетний. В суде это будет признано смягчающим обстоятельством, если, конечно, суд вообще состоится: неизвестно, к каким выводам придет психолого-психиатрическая экспертиза. Одна убитая, двое раненых и сотни смертельно напуганных людей — так закончился поход в торговый центр «Европа» 17-летнего минчанина. Его имя следствие пока не называет.

Субботним вечером в «Европе» (центр Минска) всегда многолюдно. Магазины, кафешки… — минчане с удовольствием проводят там время. 8 октября в 17.27 в торговый центр вошел молодой человек с бензопилой и чехлом от гитары. На нем были стрелковые наушники, балаклава, горнолыжные очки. Он запустил бензопилу и пошел на двух женщин поблизости. Одной из них нанес два удара бензопилой, затем отбросил заглохший инструмент в сторону, достал из гитарного чехла топор и добил упавшую. Затем дважды ударил топором посетительницу «Европы» и с видом Терминатора, неся топор высоко поднятым, пошел по коридорам торгового центра. По дороге напал на уборщицу, но та увернулась и убежала, ее ранение неопасно.

По данным следственного комитета, задержание произошло в 17.38, через 4 минуты после звонка в дежурную часть. То есть за 11 минут подросток с топором успел пройти два этажа «Европы».

Задержать его пытались продавцы. Хватали стулья и урны и, в конце концов, схватили. К моменту появления милиции, по словам очевидцев, подросток уже был обезврежен. Заодно задержали посетителя торгового центра, потому что в панике сотрудники «Европы» закричали «Сообщник!»: у мужчины на одежде была кровь. Как выяснилось потом, он пытался оказать помощь умирающей женщине.

43-летняя убитая Елена (ее фамилию следствие пока тоже не называет) работала продавцом в магазине оптики. Убийца напал на нее во время технического перерыва — Елена пошла купить колготки. У погибшей остался сын, инвалид по слуху, сама была сиротой.

В воскресенье минчане несли на место трагедии цветы и лампадки. А заместитель председателя следственного комитета Алексей Волков провел пресс-конференцию и рассказал, что нападавший — студент-первокурсник из очень обеспеченной семьи, жил отдельно от родителей, в собственной квартире. К преступлению готовился: заранее купил бензопилу, топор, балаклаву, наушники, очки. А в день преступления выпил 150 граммов водки. Чтобы не передумать. На вопрос следователей, зачем он пошел на это преступление, молодой человек объяснил: «Хотел порубить людей». Потому что большие их скопления его раздражают.

Алексей Волков поблагодарил сотрудников «Европы» за помощь в задержании и сказал, что отдельным пунктом разбирательства будет вопрос, почему бездействовала охрана? На записях камер наблюдения охранников не видно вообще. Притом что, даже если бы они именно в этот момент отошли «покурить и оправиться», крики взрослых и детей все равно должны были услышать. Попутно выяснилось, что охранники в штатном расписании называются администраторами: у них нет лицензии и, соответственно, никаких спецсредств. Так что преследовать нападавшего они могли с теми же стульями, что и мальчики из магазина сотовых телефонов.

Никто сразу не понял, что произошло. Оправившись от шока, один продавец говорил, что сначала подумал, будто какое-то шоу снимают. Им понадобились минуты, чтобы переключиться и понять: мужчинам — что нужно хватать стулья и бежать за человеком с топором, женщинам — что нужно закрывать магазин изнутри и прятаться в подсобке. А у охранников, как бы они ни назывались в штатном расписании, задача одна: наблюдать и предотвращать. Но никого из них в зоне видимости не оказалось.

Минск потрясен, минчане уже несколько дней говорят только о трагедии в «Европе». Привычно обвиняют в случившемся диктатуру, силовиков, тяжелую экономическую ситуацию («До чего людей довели»), сокращение койко-мест в психиатрических больницах. Реакция минчан понятна: им хочется не столько обвинить, сколько услышать, что теперь всё будет по-другому, и ходить по субботам в подобные места не страшно. Но ничего подобного они не услышат.

Ирина Халип
Соб. корр. по Белоруссии


«Новая газета» обжалует решение Басманного суда в пользу Игоря Сечина

Posted: 10 Oct 2016 06:18 AM PDT

Басманный районный суд Москвы удовлетворил иск главы «Роснефти» Игоря Сечина к «Новой газете».

Суд обязал «Новую газету» в течение семи дней опровергнуть статью  «Секрет «Принцессы Ольги» и удалить материал с сайта.

«Новая газета» будет обжаловать решения суда.

«Мы считаем, исковые требования были абсурдны. Нас просили опровергнуть то, что в публикации не содержалось. По фактурной части материала у истца не было претензий. Оспаривалось то представление, которое могло сложиться после прочтения», — сказал заместитель главного редактора Сергей Соколов.

Ранее в понедельник представитель истца не соглашался с позицией «Новой газеты» (история с яхтой представляет общественный интерес, поскольку речь идет о главе госкорпорации), заявляя, что «Роснефть» не госкорпорация. Представитель Сечина также отказался отвечать на вопрос, связанный с публикацией его подзащитным сведений о зарубежном имуществе и доходах. Материал о многомиллионной яхте адвокат Сечина назвал «удовлетворением праздного интереса», а не раскрытием сведений общественной важности, поскольку Сечин «не является влиятельным политиком» и «публичной фигурой».

Представитель редакции в суде заявил, что иск Сечина не может быть удовлетворен, поскольку информация, которую требует опровергнуть Сечин в иске, представлена в материале в форме предположения, а не утверждения.

Напомним, Сечин требовал удалить с сайта «Новой газеты» статью Романа Анина «Секрет «Принцессы Ольги» о яхте стоимостью около 100 млн долларов, которой пользуется супруга Сечина Ольга, и выпустить опровержение на этот материал.

Еще раньше в суд обратилась супруга Игоря Сечина Ольга с собственным иском. Но суд отказался его рассматривать.

Без права на донос

Posted: 10 Oct 2016 04:01 AM PDT

«Новая газета» подала иск к члену Общественной палаты Артему Кирьянову, утверждавшему, что наши расследования якобы финансируются из-за границы. В апреле ТАСС было распространено заявление Кирьянова, согласно которому газета получала деньги от международного Центра по исследованию коррупции и оргпреступности (OCCRP) и не выплачивала с этих сумм налогов, для чего использовала фирмы-однодневки.

Интерес Кирьянова к деятельности газеты был связан с публикацией «панамских документов» и помимо публичных заявлений подразумевал обращение, направленное в Федеральную налоговую службу. Реагируя на деятельного гражданина и общественника, налоговая служба в течение нескольких месяцев проверяла наше издание. Разумеется, ничего противозаконного не нашли, но зато заставили потратить немало сил.

OCCRP никогда не платит редакциям за публикацию расследований — ни в России, ни в любой другой стране мира. В этом состоит принципиальная позиция организации, известная всем, кто с ней сотрудничал. Соответственно, у Кирьянова не может быть документов, подтверждающих обратное. Так что, по сути, его домыслы были направлены на приостановку работы газеты без каких-либо реальных оснований. Это, в свою очередь, может расцениваться как воспрепятствование журналистской деятельности. Данная статья уголовного кодекса, впрочем, применяется в России лишь в исключительных случаях — например, когда надо обвинить оппозиционера Леонида Волкова в том, что он помешал работе «Лайфньюс». Еще одна уголовная статья, под которую, возможно, подпадает активность Кирьянова, — это заведомо ложный донос.




Редакция не выдвигает против общественника этих обвинений, поскольку совсем не хочет превращать его в жертву. Единственное на чем мы будем настаивать в этой ситуации, — это опровержение от Кирьянова и ТАСС. Судебная защита своей репутации со стороны СМИ — случай довольно редкий в отечественной практике, но других вариантов здесь быть не может. Если человек пытается сознательно уничтожить газету за счет ничем не обоснованных обвинений в совершении налогового преступления, мы должны защищать себя и своих читателей.

Сам Кирьянов в комментариях «Ведомостям» высказался в том духе, что иск газеты представляет собой попытку ограничить его в «возможности проявления общественного интереса по актуальной и волнующей граждан теме». Иными словами, Кирьянов убежден, что, в отличие от журналистов, которые отвечают за каждое слово в своих публикациях, член Общественной палаты может свободно писать доносы любого содержания, не имея на руках каких-либо фактов, — и именно в этом состоит и «свобода слова», и «общественный интерес». А вот журналистские расследования, содержание которых никто даже не пытается опровергнуть, как можно сделать вывод, напротив, не нужны и вредят общественному интересу.

Иск к Кирьянову проходит на фоне еще одного судебного разбирательства с участием «Новой газеты» — иска к редакции со стороны главы «Роснефти» Игоря Сечина, связанного с публикацией о яхте «Княгиня Ольга». «Роснефть» одновременно заявляет рекордный трехмиллиардный иск об упущенной выгоде к РБК, а сам Сечин уже выиграл суд у «Ведомостей» — публикация газеты о доме в Барвихе была признана нарушением права главы госкомпании на частную жизнь.

Первое заседание по иску к Кирьянову назначено на 25 ноября. Посмотрим, какие факты сможет представить член Общественной палаты в качестве причины для «проявления общественного интереса».

Кирилл Мартынов
редактор отдела политики

Предреволюционные силовики

Posted: 10 Oct 2016 02:07 AM PDT

Как нам избежать государственного переворота.

Давно подмечено, что революции обычно происходят в централизованных странах, вроде России или Франции, жители которых привыкли подчиняться приказам из единого центра. В децентрализованных — вроде Германии, Нидерландов или США — подобное невозможно: статистически невероятно, чтобы одна группировка смогла захватить сразу несколько ключевых центров страны.

Государственный переворот случается тогда, когда на самой верхушке централизованной иерархической структуры складывается ситуация двоевластия — по определению неустойчивая. Ярче всего это проявляется в абсолютных монархиях, где недовольные обычно группируются вокруг одного из членов правящей семьи (вспомните историю Романовых).

Именно стремлением избежать создания альтернативного центра власти можно объяснить асимметрию тех федеративных государств, одна из частей которых явно превосходит остальные (Пруссия в рейхе, Англия в Великобритании или Россия в СССР). На сегодняшний день Англия — это единственная часть Соединенного Королевства, не имеющая собственного парламента и правительства. Любое правительство Англии неизбежно стало бы опаснейшим конкурентом центральной власти.

По странному совпадению, СССР сохранял устойчивость только до тех пор, пока его устройство было асимметричным. Из всех союзных республик только Россия не имела ключевых институтов советской государственности: компартии и КГБ. 6 мая 1991 г. по соглашению между Ельциным, председателем Верховного Совета РСФСР и Крючковым, руководителем общесоюзного КГБ, было создано КГБ РСФСР, первым руководителем которого стал В.В. Иваненко. В июне Ельцин был избран президентом РСФСР, а 18—19 июля проходит Всероссийское совещание руководителей территориальных органов КГБ РСФСР. До августовского путча остается меньше месяца.

Другой пример. Царская бюрократия, слабо подготовленная к началу Первой мировой войны, была вынуждена делегировать функции экономического планирования общественным организациям и, прежде всего, системе военно-промышленных комитетов. Комитеты эти, возглавляемые крупными фабрикантами, занимались не только администрированием военных заказов и организацией производственных цепочек, но и распределением сырья, получая 5% от каждой заключенной сделки.

Еще с осени 1916 г. руководители Центрального военно-промышленного комитета в Петрограде разрабатывают планы принуждения царя к отречению в пользу Михаила Александровича. Если верить воспоминаниям Гучкова, заговорщики остановились на том, чтобы перехватить царский поезд на пути между Петроградом и Царским Селом — ждали только удобного момента. Параллельно с формированием альтернативного центра власти и возрастанием антагонизма между ним и царским правительством, происходила реформа в силовых структурах.

26 сентября 1916 г. министр внутренних дел Протопопов представляет совету министров новый закон о полиции, который был подписан Николаем II 30 октября. Новый закон предписывал введение образовательного ценза для полицмейстеров и уездных исправников: они должны были иметь полное среднее образование, так что 14 декабря 1916 г. началась общая переаттестация в 50 европейских губерниях. Оказалось, что из 165 чиновников необходимым уровнем образования обладают лишь 33 (31 — средним, 2 — высшим). Закон не оговаривал конкретных сроков исполнения, но и этого было достаточно, чтобы у руководства полиции почва вышла из-под ног. Этот же самый закон повышал класс полицмейстеров в Табели о рангах с VII до VI — это, казалось бы, незначительное изменение выводило вопрос об их назначении из ведения губернатора в ведение министра внутренних дел.

Даже если исключить всякое предположение о злонамеренном умысле, масштабная реорганизация неизбежно приводит к временному параличу органов безопасности. По опыту 1917 и 1991 годов запуск подобной реформы в условиях кризиса приводит к потере управления и государственному перевороту. В этом смысле нынешняя российская реформа силовых структур может вызывать серьезные опасения. К счастью, ключевым условием совершения переворота является наличие альтернативного центра, способного перехватить власть. А в современной России мы такого центра не видим.

Камиль Галеев,
историк


Лестничный пролет

Posted: 10 Oct 2016 02:01 AM PDT

Мошенничество совершенно нового вида приходит в Россию.

Новостройки давно перестали быть безопасным вложением денег, теперь нельзя быть уверенным в том, что, совершая сделку с одним продавцом, наутро не придется разбираться с другим. Схема проста: строительство начинает один застройщик, потом переуступает долю второму, горы бумаг, пачки документов, номера квартир разнятся: по строительному номеру 37 квартира превращается в 92-ю, и тут-то к владельцу 92-й приходят люди с договором в руках. «Твоя квартира — теперь наша, — говорят люди, — но ты не пугайся. Мы сейчас отсудим тебе другую квартиру, лучше. На этом же этаже, хочешь? Или выше. Панорамный вид на Волгу». И тут испуганный собственник либо идет на сотрудничество с мошенниками, либо вступает в войну. За справедливость. Одна женщина из Самары выбрала: воевать! Правда, она говорит по-другому. «Не становиться же мне тварью», — сказала она, стоя перед парадным подъездом Ленинского суда; «нехороший» дом буквально в 100 метрах.

Вообще-то это хороший дом. И в месте расположен хорошем: есть в Самаре улица Самарская, она длинная, начинается буквально от реки Самары, где можно через железнодорожный переезд спуститься к воде и глазеть на реку, продолжается через полгорода, минуя Самарскую площадь. На последней четверти этой славной улицы и расположен дом № 165, это новостройка красного кирпича, лет 20 назад ее бы назвали высоткой, а сейчас высотки обязаны насчитывать минимум 60 этажей; здесь — 14.

Первоначально строительством дома занималось ЗАО «ЭДС», а потом как-то приуныло: деньги, наверное, кончились, что же еще. И тогда ЗАО «ЭДС» (в лице генерального директора Курлыкова В.В.) и ООО «Спектр-плюс» (в лице генерального директора Емельянова В.В.) заключили договор, согласно которому «Спектр-плюс» возводит недостающее, а ЭДС передает новому застройщику 70% площадей в 14-этажном доме, секция 1/3 (общей площадью 5120 кв. м).

А теперь внимание! Этот договор № 1—3 от 25.03.2005 г. в Управлении Росреестра по Самарской области никогда не регистрировался. К договору имеется несколько приложений. Самое главное: план распределения площадей между сторонами подписан вовсе не генеральным директором, а третьим лицом. Согласно этому странноватому документу, ООО СК «Спектр-плюс» в том числе подлежит передаче квартира под строительным номером 37 на 11-м этаже площадью 57,28 кв. м.

Необходимо отметить, что оригиналов приложений имеется несколько. В одном из них название застройщика пишется как «Спектр-плюс», в другом — «Спектр плюс», без дефиса, в третьем — вообще «Спектр+», да и передаваемая от организации к организации площадь разнится в пределах 600 квадратных метров, а чего мелочиться серьезным людям.

28.11.2005 г. между ООО СК «Спектр-плюс» в лице директора по финансам Соседова В.В. в качестве цедента и Емельяновым В.В. в качестве цессионария заключено соглашение об уступке требования (цессии) № 14/Ц/05, согласно которому Емельянов В.В. обязуется выплатить ООО «Спектр-плюс» денежную сумму в размере 33 060 долларов США, а ООО «Спектр-плюс» — передать Емельянову В.В. в собственность однокомнатную квартиру (строительный номер 37) на 11-м этаже.

Купить квартиру в этом доме решила Инга Амелина, вдова народного артиста Александра Амелина. Помните, каким он был великолепным актером, каким теплым и добрым человеком, вообще повезло тем, кто знал его лично; вот мне повезло: как-то я брала у Артиста интервью, сидела в его гримерке, которая изобиловала странными предметами огромного размера — гигантской расческой, плечиками для одежды и так далее. «Вот друзья надо мной подшучивают», — добрым голосом сказал Амелин; он был большим Артистом во всех смыслах.

Так вот, его вдова, Инга Амелина, решила приобрести квартиру. 10 сентября 2012 года ею был заключен договор долевого участия № 1/3-92 с ЗАО «ЭДС» в качестве застройщика. Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области 29.09.2012 г. Предметом договора является обязательство застройщика построить 2-подъездный жилой дом № 165 общей площадью 9063 кв. м. на ул. Самарской и передать Амелиной И.В. в собственность квартиру со строительным номером 92 проектной общей жилой площадью 57,28 кв. м на 11-м этаже.

Цена квартиры составляла 2 670 000 рублей, каковая сумма и была выплачена ЗАО «ЭДС» в полном объеме. Дом на тот момент был в части конкретной секции достроен, Инга Амелина вступила во владение новой квартирой, сделала там ремонт.

А потом возникает гражданка Яфарова. Она в свое время тоже являлась дольщицей и купила квартиру у ЗАО «ЭДС», а потом «ЭДС» исчезло, и к ней пришел «Спектр-плюс» и сказал, что теперь ее квартира — уже не ее квартира, но они помогут, потому что можно легко отсудить жилплощадь у соседей. Например, у Инги Амелиной. Можно подать в суд и доказывать, что квартира Амелиной — это на самом деле квартира Яфаровой, и возникла просто путаница в рабочих номерах квартир, да и вообще: не все ли равно, что возникло.

27.07.2015 г. между гражданкой Яфаровой Д.Г. в качестве цессионария и Емельяновым В.В. в качестве цедента был заключен договор, по которому Емельянов В.В. передал Яфаровой Д.Г. квартиру, строительный номер — 92, ранее — 37, в доме № 165 на ул. Самарской, а Яфарова Д.Г. передала Емельянову В.В. свое право денежного требования к ЗАО «ЭДС».

Необходимо отметить, что Яфарова Д.Г. в спорную квартиру не вселялась, не владела и не пользовалась ею. В суд она обратилась 11.11.2015 г., представив вместе с представителем Емельянова — Чебелюком — ряд загадочных документов, как-то:

— две копии договора на участие в долевом строительстве № 1—3 от 25.03.2005 г. При этом копия, переданная суду Яфаровой, отличается от копии и оригинала того же договора, представленных суду представителем Емельянова, объемами строительных площадей и денежных сумм;

— план распределения площадей между сторонами (приложение № 1 к договору), которым определены помещения, подлежащие передаче ООО СК «Спектр-плюс».

Ни стороны, ни эксперты не сомневаются, что приложение подписано третьим лицом; Яфарова и Емельянов сообщили суду, что третье лицо — главный инженер ЭДС Шепель, но доказательств тому нет, а также у инженеров нет прав подписывать подобные документы, согласно уставу ЭДС.

Курлыков В.В., бывший генеральным директором ЗАО «ЭДС» на 25.03.2005 г., подтвердил факт заключения договора на участие в долевом строительстве № 1—3 от 25.03.2005 г., но отметил, что содержание его было иным, каким — указать затрудняется, однако никакого приложения № 1 они с ООО СК «Спектр-плюс» не подписывали и список помещений, подлежащих передаче этой организации, не определяли.

Таким образом, договор на участие в долевом строительстве № 1—3 от 25.03.2005 г. вообще не имеет предмета договора — с учетом того, что экспертами был установлен факт фальсификации его приложения (№ 1), да и вообще, людьми в теме отрицается, что это приложение существовало вообще. А «Спектр-плюс» просто продает второй раз квартиры, законно оплаченные и уже заселенные людьми.

К Инге Амелиной обращались представители Емельянова, предлагали ей выбрать любую 2-комнатную квартиру (у нее — однокомнатная) в ее секции и отказаться от иска. Лишь бы она не участвовала в судах. «Все суды у нас куплены, —  говорили представители, — в том числе и областной». — «Но как же, — сказала Амелина, — ведь все квартиры заняты. Мне стать тварью?!» Представители Емельянова задумчиво качнули многоопытными головами. Ну и стать тварью, подумаешь.

Амелина так не подумала. Продолжила борьбу. Ленинский суд Самары признал в конце концов за Амелиной Ингрид Валентиновной право собственности на ее квартиру, но предстоит еще пройти апелляцию в областном Самарском суде. По иску к «Спектру» семье Добровых и еще нескольким истцам постановлением облсуда решение суда первой инстанции отменили, хозяев из квартир выселили на улицу, и все это несмотря на доказанные факты мошенничества со стороны ответчика.

Что происходит сейчас: Инга Амелина ждет заседания апелляционной комиссии в областном Самарской суде и боится остаться-таки без квартиры. «И они ждут, — говорит Амелина, выделяя интонацией слово они. — Для них это будет прецедент!» Если возникнет прецедент, авторы мошенничества по отработанной уже схеме снова отсудят квартиры одних собственников в пользу других, и становиться тварью будет все выгоднее и выгоднее.

Наталья Фомина
собкор в Самаре

Плеймейкер Гудков Взгляд на выборы в Госдуму с линии трехочкового броска

Posted: 10 Oct 2016 12:01 AM PDT

Взгляд на выборы в Госдуму с линии трехочкового броска.


«Я сдулся», — говорит Гудков. Это не про политические амбиции. За предвыборную кампанию он потерял 4 кг. Для большинства депутатов это был бы плюс. А для Гудкова — «сдулся». Не было времени жать штангу. «Так-то у меня рабочий вес — сто десять килограммов на восемь-девять раз. А сейчас сто, раз на восемь, больше не подниму».

Если существует где-то учебник по политике, то Гудков мог быть на его обложке. «Рис. 1. Депутат национального парламента». 36 лет, два высших, спортивный, самостоятельный, жена (с обложки учебника по красоте), трое детей. Говорит и ведет себя правильно. Не к чему даже прикопаться. Ровный — вот он какой, Гудков. И очень западный. Даже спорт, которым он жил до 18 лет, — самый американский из всех популярных — баскетбол. О нем все разговоры.

«Я занимался в лучшей школе олимпийского резерва. Был чемпионат Москвы, когда мы должны были выиграть, но заняли второе место. А потом были сборы, где мы круто подготовились, и уже со следующего года Москву ни разу не проигрывали. Потом еще на чемпионате России трижды побеждали. Вот так должно быть и сейчас», — говорит Гудков по пути в Госдуму. Там пока придется освободить кабинет до этих лучших времен.

На входе его ловит седой депутат в мешковатом костюме. «Дмитрий, — теребит он Гудкова за пальто, — не бросайте это дело, вы нужны обществу». «Единоросс, — объясняет потом Гудков. — Не помню фамилию. В зале недалеко сидел».



Дмитрий Гудков в своем кабинете в Госдуме. Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»

Это похоже на уборку в гостинице. 13-й этаж, длинный коридор, двери настежь, рядом черные мешки для мусора. Вот шагает один депутат с такими мешками, смеется над собой: «Как в тюряге, с вещами на выход».

У Гудкова (был) один из самых маленьких кабинетов. В окне пол-Москвы. На стене два снимка: Гудков с Немцовым и Гудков, выступающий на пленарном заседании. Еще портрет С. Миронова, председателя «Справедливой России». «Это я только что нашла и повесила», — оправдывается грустная Рамиля, помощница.

«Ты не волнуйся, мы ненадолго уходим отсюда», — говорит ей Гудков. Бегает по кабинету, как по баскетбольной площадке, почти с азартом забрасывает в ведро какие-то бумаги, какие-то бессмысленные подарки, старую рубашку. Потом замечает на ней запонки, снимает, выбрасывает снова. Рамиля перебирает папки с документами. «Дим, «Молодых социалистов» выбрасываем?» — «Конечно, да кому они нужны, социалисты эти». — «А запросы?» — «Ответы забираем, исходящие в ведро, они в электронном виде есть». — «Тут еще Лерины кеды». — «Оставляем. Только Леру сейчас не спрашивай, а то она захочет, чтобы я привез домой посмотреть».



Дмитрий Гудков забирает вещи из Госдумы. Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»

Гудков кладет в зеленую сумку из «Ашана» фотографию с Немцовым, подарочный коньяк и отцовскую статуэтку (Георгий Победоносец). «Ну и все в принципе, — говорит, оглядываясь вокруг. — Меня с этой комнатой мало что связывает, я же не в кабинете сидел, а в зале обычно».

«Папенькин сынок»

— Ты знаешь, мне кажется, просто время сейчас не наше. Я потерял бы пять лет в этой Думе. Во-первых, я ничего не смог бы сделать. Можно, конечно, предлагать перевести летнее время на зимнее… Но я много чего потерял бы, чему я могу научиться за эти пять лет, чтобы подготовиться к следующим выборам.



Гудков — своей помощнице Рамиле: «Ты не волнуйся, мы ненадолго отсюда уходим». Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»

— Ты-то научишься, но сейчас пять лет потеряют те, кто за тебя голосовал. Ты уже в том статусе, когда ты себе не очень принадлежишь.

— Страна уже потеряла пять лет начиная с 2012 года, хоть мы и были в Думе. Еще столько же впереди. Может быть, конечно, это будут последние потерянные годы, но за эти десять лет в сумме мы отстанем от мира лет на 20—30. Пока у них появляются беспилотные такси и альтернативная энергетика, мы будем бороться за духовные скрепы женским обрезанием. Дума еще не начала работать, а уже какие-то гопники запретили людям посещать фотогалерею. С какой стати? Кто такие вообще? Будет борьба с учеными, писателями, художниками. Обидно, что упущены возможности. Ведь понятно вообще, чего делать со страной. Я, может быть, чего-то не знаю детально, но я знаю, у кого спросить. Власть этого не делает не потому, что она не понимает. Они ничего не хотят. Конкуренции они не хотят, потому что они ее проиграют, контроля — потому что не смогут воровать.

Он, конечно, надеялся на победу, Гудков. Еще бы — после такой кампании: 40 млн частных пожертвований, 251 встреча с избирателями. Но провалом (за Геннадия Онищенко проголосовали на 9 тысяч человек больше) второе место считать отказывается. «Кампания была очень крутая, я не знаю, что можно было сделать по-другому». Больше всех, говорит, расстроился отец — депутат Госдумы четырех созывов. Хотя он-то знает, как выбираться из такого положения. В 90-х Геннадий Гудков проиграл космонавту Титову. А вскоре победил с большим отрывом на довыборах. Похоже, правильность Гудкова-младшего — это отцовская работа.

— Он говорил: на митингах один стиль, в блогах — второй, в Думе — третий. Нужно завоевывать репутацию среди экспертов. Нельзя прийти на заседание комитета, не подготовившись. Плигин (бывший председатель Комитета по конституционному законодательству. Н. Г.) — он суперпрофессионал. Когда ты с ним споришь, надо понимать, что, если ты не подготовился, он тебя просто на лопатки положит. Ну не принято на комитете лозунгами разговаривать. Это серьезная школа. У нас в оппозиции бывает такое: все любят потрындеть (без обид), а когда надо подготовить поправку или законопроект, такое говно получается. С этим надо работать.

— Тебя называли «папенькин сынок»?

— Конечно. Хотя все-таки в Думу я уже пришел… У меня была медийность. Я был руководителем пресс-службы «Справедливой России», таскал депутатов на эфиры.

— А еще он из КГБ, и я помню, что у него в офисе висел Дзержинский.

— За это мне тоже постоянно прилетало. Я спокойно к этому отношусь. Тем более он в контрразведке был. Все в крайность ушли. Если ты работал в КГБ, значит, ты обязательно занимался репрессиями. Если ты работал на телевидении, значит, ты как Киселев. Давай скажем, что, если я работал в Думе, значит, я как Яровая. Время крайностей. А я не буду уходить в крайности. Значит, придется побыть в тени.

— Если ты будешь в тени, ты выпадешь из медийного фона.

— Этот вопрос я еще не решил. Надо повстречаться с разными людьми. Понять готовность «Яблока» двигаться дальше, как-то меняться. Но я думаю, что на три-четыре месяца можно спокойно расслабиться. Я хочу на самом деле в среде поучить английский. У меня прямо мечта — уметь думать на английском. Может, сейчас как раз то самое время.

— А говорят, новая кампания начинается на второй день после выборов.

— Я бы так не сказал. Это в стране с нормальной политической конкуренцией. Сейчас уравнение, где все неизвестные. Какая партия, получится ли с «Яблоком». Хотелось бы, чтобы получилось, потому что мне на самом деле нравятся люди там. Они четко придерживаются взглядов. А для меня это сейчас очень важно. Все конъюнктурщики себя уже проявили. Я хотел бы и дальше политикой заниматься. Вопрос только — на что жить. Потому что мы остались немножко должны, несколько миллионов рублей — тем, у кого занимали на старте. Еще 100 тысяч мне надо, чтобы отправить открытки всем волонтерам, поблагодарить.

ПРОДОЛЖЕНИЕ


Комментариев нет:

Отправить комментарий