Тема дня |
- Глаз неба и медленно тонущий корабль
- Власти Крыма назвали Госдеп США создателем меджлиса крымских татар
- Суд арестовал троих полицейских по делу об организации притонов с несовершеннолетними
- Носиковое
- Полиция извинилась перед задержанными за съемку нефтеразлива журналистами
- Онлайн-кинотеатр «Новой газеты» приглашает
- Оливер Стоун: «Без правды национальные интересы превращаются в фикцию»
- «Считаю, что Пятницкий преступник, порочащий ОНК»
- «Война Украины и России могла начаться еще в 2004-м»
- Правительство рассказало о 5 миллионах россиян с минимальной зарплатой
- «Каждому свой чемодан»
- Песков назвал провальным следствие по крушению «Боинга» на Донбассе
- Либералы отвечают за все
Глаз неба и медленно тонущий корабль Posted: 01 Oct 2016 11:01 PM PDT 25 сентября Китай запустил в эксплуатацию крупнейший в мире радиотелескоп FAST с рефлекторным зеркалом диаметром 500 м. FAST (по-китайски он называется «тиньян», то есть, предсказуемо, «Глаз неба») — это гигантское зеркало, встроенное в естественное карстовое углубление в провинции Гуйчжоу, в округе Пинтян, на юго-западе Китая.
Диаметр FAST на 64% больше диаметра американского радиотелескопа в Аресибо. Он уступает по величине только российскому радиотелескопу РАТАН-600 в станице Зеленчук в Карачаево-Черкесии с диаметром 600 м. Конечно, это приятная новость, что РАТАН-600 до сих пор больше, но, во-первых, РАТАН построен в 1974 году, а во-вторых, у РАТАНа зеркало не сплошное. Это не тарелка, как в Аресибо или у FAST, это, как и в Пулковской обсерватории, круговой отражатель. То есть, очень грубо говоря, в РАТАНе радиоволны отражаются не от блюдца, а от забора. Кроме этого, FAST обладает активной поверхностью. Это значит, что вся гигантская поверхность тарелки контролируется компьютером, который в режиме реального времени корректирует положение панелей. Дело в том, что большие — больше 10 м диаметром телескопы — просто слишком много весят и потому теряют форму при эксплуатации. Прогиб ничтожен — он составляет миллиметры и не очень влияет на эффективность радиотелескопа на низких частотах, но он становится заметен на высоких частотах, когда длина волны оказывается сопоставима с размерами деформации. Современная активная поверхность — это множество пластин, которых компьютер двигает так, чтобы они сохраняли оптимальную форму, компенсируя не только предсказуемый эффект от силы тяготения, но и искажения, связанные с нагревом или охлаждением пластин, с силой ветра. В этом смысле ничего подобного FAST нет ни в США, ни в Европе. Есть в США телескоп Green Bank, построенный в 2000-м, но его активная поверхность имеет диаметр 60 м. Есть Large Millimeter Telescope, построенный в Мексике с участием США за 130 млн долл. Он начал эксплуатироваться в 2011 году и имеет диаметр 50 м. В том же 2011 году итальянцы запустили Sardinia Radio Telescope диаметром 64 м и стоимостью 70 млн евро, а в Сицилии у итальянцев есть Noto Radio Observatory с с диаметром зеркала 32 м. То есть диаметр активной поверхности 500 м и диаметр активной поверхности 60 м. Сравните. Есть и еще несколько обстоятельств, на которые стоит обратить внимание. Во-первых, FAST стоит 180 млн долл., то есть немногим больше той суммы, которую нашли наличными в квартире полковника Захарченко. За деньги Захарченко (наличные плюс счета) мы могли бы построить два «Глаза неба», если бы были Китаем. Во-вторых, строительство FAST началось в 2011 году, и через пять лет он был запущен. Для сравнения: стадион «Зенит-Арена» в Санкт-Петербурге был заложен в 2007 году и не построен до сих пор. Стоимость строительства — 1,4 млрд долл. Сопоставьте сложность строительства стадиона со строительством не имеющего аналогов в мире гигантского научного объекта. В-третьих, FAST — это еще не все. «Глаз неба» — это всего лишь пробный шар. Кроме «Глаза неба» китайцы планируют построить KARST (Kilometer-square Area Radio Synthesis Telescope) — гигантскую сеть радиотелескопов, расположенную в карстовых провалах Пинтяня, с общей площадью зеркал 1 кв. км. Они собираются построить 30 зеркал, каждое площадью около 200 м. В-четвертых, несмотря на то, что создание KARST поставит китайцев вне конкуренции в мировой радиоастрономии, китайцы также участвуют в проекте Square Kilometre Array (SKA) — строительство еще одного сетевого мультирадиотелескопа, который будет работать в Австралии и Южной Африке. Почему там? Потому что в южном полушарии самый лучший вид на нашу галактику и меньше радиопомех. SKA — это гигантский проект, у которого только первая очередь оценивается в 650 млн евро. Кроме Австралии, Новой Зеландии и Южной Африки в нем участвуют Италия, Германия, Индия, Канада, Китай — и, разумеется, не участвует Россия. Вместо того чтобы выкинуть 50 млрд долл. на олимпийские объекты в Сочи, за одну пятидесятую этой суммы мы могли бы полностью профинансировать первую часть SKA. SKA, в свою очередь, технологически связан с другим проектом, который сейчас строят в Европе. Это LOFAR (Low-Frequency Array) — новый сетевой радиотелескоп, который будет использовать около 20 тыс. антенн на 48 станциях. Главное в LOFAR — это не сами антенны, а софт. Главная идея LOFAR состоит в том, что электронные сигналы от антенн оцифровываются, вводятся в суперкомпьютер и, благодаря софту, превращаются в сигналы от виртуальной суперантенны. Сорок антенн находятся в Нидерландах, пять — в Германии и еще по одной — в Великобритании, Франции и Швеции. Иначе говоря, LOFAR — это телескоп эпохи компьютера и интернета, телескоп-сеть, телескоп-программа, в котором главной составляющей является стоимость электроники, падающая в соответствии с законом Мура, а главной проблемой — передача данных, которая составляет гигабиты в секунды. Кроме того, LOFAR — это открытая система, к которой может присоединиться любой желающий. Косты LOFAR довольно низки — если Ирландия, к примеру, присоединится к системе, то софт и железо обойдутся ей аж в 1,5 млн долл. Это цена парочки «Порше панамера», на которых гоняет по Москве золотая молодежь, и меньше, чем нам стоил день войны в Сирии до бомбардировок Алеппо. Как вы понимаете, в России никому не хватило ума, чтобы присоединиться к LOFAR. В Китае понимают, что современную страну делают великой не бомбежки. Великой ее делает экономика. И наука. И радиотелескопы. Знаете ли вы, как называют Россию в Китае? «Медленно тонущий корабль». Юлия Латынина | ||
Власти Крыма назвали Госдеп США создателем меджлиса крымских татар Posted: 01 Oct 2016 10:02 PM PDT Вице-премьер правительства Крыма Дмитрий Полонский заявил, что «Меджлис крымско-татарского народа» создан Госдепартаментом США, передает РИА Новости. «Как они могут отказаться поддерживать то, что сами создали и сами финансируют. Это их детище, это их любимый ребенок, которого они пестовали еще в бытность Крыма в составе Украины», — прокомментировал он отказ Вашингтона признавать запрет меджлиса крымских татар в России. По мнению Полонского, меджлис создан «как орган противодействия русскому большинству на территории полуострова». Он добавил, что меджлис был создан американскими спецслужбами, чтобы использовать его для деструктивной политики в Крыму. «Они создавали этот меджлис как орган противодействия русскому большинству на территории полуострова, тем самым внося раскол в межнациональные отношения на нашем многонациональном полуострове», —приводит слова чиновника агентство. Ранее в субботу власти США отказались признавать решение Верховного суда России о запрете деятельности меджлиса крымских татар. В четверг, 29 сентября, Верховный суд признал законным запрет деятельности меджлиса крымских татар на территории России как экстремистской организации. Таким образом была отклонена апелляционная жалоба представителей меджлиса. Напомним, в конце апреля Верховный суд Крыма признал общественное объединение «Меджлис крымско-татарского народа» экстремистской организацией и запретил его деятельность в России. Меджлис не признал присоединения Крыма к России, а крымские татары стали одними из активных участников транспортной и энергетической блокады полуострова. | ||
Суд арестовал троих полицейских по делу об организации притонов с несовершеннолетними Posted: 01 Oct 2016 02:02 PM PDT Пресненский суд Москвы арестовал до 29 ноября троих бывших сотрудников МВД, использовавших подростков для поимки педофилов, передает Интерфакс. Среди арестованных — бывший оперуполномоченный уголовного розыска ОМВД по району Перово Александр Рубанов, начальника отдела угрозыска ОМВД по району Ивановское Андрей Ломакин и бывший сотрудник уголовного розыска Игорь Фролов. Еще одного фигуранта дела Евгения Кузнецова отправили под домашний арест. По словам следователя, Кузнецов признал свою вину. Пятому фигуранту дела, бывшему оперуполномоченному полиции Вадиму Лойко, продлили срок задержания до 4 октября. Накануне бывших полицейских задержали по подозрению в организации сети гей-клубов и регулярном шантаже тех, кто вступал в интимную связь с несовершеннолетними подростками, специально нанятыми для этого. По данным источника Интерфакса, фигуранты дела задерживали своих клиентов и вымогали у них деньги до угрозой уголовного преследования. Уголовное дело возбуждено по статьям «Организация преступного сообщества и участие в нем» и «Мошенничество». | ||
Posted: 01 Oct 2016 01:01 PM PDT Мы знаем, что Россия влезла в Сирию по требованью Носика А. Б. Пора ответить наглому насилию сомнительных партнеров-блатарей. Пусть кто-нибудь расплатится за Сирию, и лучше, чтобы это был еврей. Я требую: пускай сажают Носика, накликавшего Сирии беду. Кого еще? Не нашего же боссика? (Не скажем, кто имеется в виду). Не власти же российские пассивные бомбили этот самый гумконвой? Мы знаем: все решения по Сирии сам Носик принял бритой головой. Товарищи, оставьте мысль нелепую, что властью управляется страна. Вся авантюра с этою Алеппою была еврейским лобби внушена — конечно, под прикрытьем Pax'a Rossica, экспансии российской и т.п., — а кто у нас еврей, помимо Носика, подчеркнуто ходящего в кипе? Пусть слушает ООН кобылу сивую, Саманту эту с пеной на губе, — мы знаем, что Россия влезла в Сирию по требованью Носика А.Б. Пора платить по счету. Время пробило. Россия подставляет честный лоб по наущенью экстремиста-блогера с сомнительною кличкой Dolboeb. Да разве кто поддерживал бы Асада, который приближает свой финал, — без этого таинственного аспида? Он безусловный серый кардинал, во всем виновный прямо или косвенно, агент неуловимых тайных сил. Тут ничего не делают без Носика. С него бы и за «Боинг» я спросил. Все то, что в интернете русском деется, — его рука. Не зря его пасут. На что, не понимаю, он надеется, являясь добросовестно на суд? И кстати, да: решение выносится, в натуре двушку просит прокурор, — а посмотрите, граждане, на Носика! Он все стереотипы поборол. Не зря ему, болезному, икается: он подлинно сорвался с якорей, не прячется, не плачется, не кается, ведет себя совсем не как еврей. Хотя евреев помянул не зря ли я? Ведь он не чудь, не потьма и не жмудь: он гражданин коварного Израиля, а там они воинственные — жуть! И все-таки процесса столь похабного пока еще не видели у нас. Нам зрелище еврея, слишком храброго, внушает когнитивный диссонанс. Пора спросить с деляги-девяностника за общий наш стремительный провал. Мы требуем: пускай посадят Носика, чтоб ротика уже не открывал. За все, что нынче явственно итожится: за торжество невыносимых морд, за пятьдесят седьмую и за Стерджеса, за главпопов и их антиаборт, за теле-гоны и за телегонию, за вайно-нооскоп и за ворье, — чтоб увенчал грядущую агонию и стал компактным символом ее. Он тертый малый, он невыносим бывал, он смотрится средь нас, как конь в пальто, — но коль он хочет стать в России символом, не сможет помешать ему никто. А, впрочем, есть эффект и положительный: в России станет ясно, кто из ху. В его карьере головокружительной придет пора работать наверху. Придет пора ответственного, трудного, крутого торможенья на краю. Тогда властей без опыта подсудного в Отечестве не будет, зуб даю. Дмитрий Быков | ||
Полиция извинилась перед задержанными за съемку нефтеразлива журналистами Posted: 01 Oct 2016 12:28 PM PDT Репортеров издания «7x7» Владимира Прокушева и Максима Полякова отпустили из полиции Усинска (Республика Коми) спустя два часа после незаконного задержания. По словам Полякова, полицейские принесли им извинения после совместного изучения закона «О СМИ». Как сообщала ранее «Новая газета», журналистов задержали после съемки нефтеразлива на участке лесотундры, арендованном компанией «ЛУКОЙЛ-Коми». Он находится в 113 км от города Усинск. Сотрудники ЧОП пытались помешать съемке сбора разлившейся нефти, а затем следовали за автомобилем репортеров около 100 км, пока последних не задержали на посту ДПС. — Гаишники сказали, что на нашу машину имеется ориентировка и попросили проследовать в полицию. Мы подчинились, у здания ОВД машину досмотрели, пытались изъять наш дрон, — рассказал «Новой газете» Максим Поляков. По словам Полякова, полицейские пытались составить протокол задержания, однако журналисты потребовали присутствия своего адвоката. А затем разъяснили сотрудникам ОВД, что разрешение на полеты требуется только для дрона массой свыше 30 кг (их квадрокоптер весит не более 2 кг). — В течение двух часов мы объясняли полицейским, что территория, где мы работали, не является секретным объектом, не принадлежит частной компании, что там случилась экологическая катастрофа, а значит, мы действуем в интересах общества. Цитировали закон «О СМИ». В итоге один из полицейских отправился изучить его, а вернувшись извинился и сообщил, что мы свободны, — говорит Максим Поляков. По его словам, подписать протокол им уже не предлагали, а составленный документ просто положили в стол. Крупный нефтеразлив на Верхне-Возейском нефтяном месторождении обнаружили 22 сентября. Предположительная причина — неисправность трубопровода. Подобные разливы в окрестностях Усинска случаются регулярно. В компании «Лукойл-Коми» затрудняются назвать годовой объем потерь из-за протечек трубопроводов. Татьяна Брицкая | ||
Онлайн-кинотеатр «Новой газеты» приглашает Posted: 01 Oct 2016 12:01 PM PDT 2 октября весь день показываем фильм «Про любовь» Анны Меликян. Видеоприглашение актрисы Марии Данилюк. «Про любовь» Анны Меликян — фильм, обласканный премиями (Гран-при «Кинотавра», победитель в категории «Лучший фильм» на «Золотом Орле») — яркий пример арт-мейнстрима. Игра в гламур и невысказанная печаль. Продуманная режиссура, полиэкран, свободная, летающая камера Федора Лясса. Пять городских историй сшиты сквозной новеллой-лекцией про любовь. Меликян рассказывает о любви как будто впервые. Рассказывает о сердечной болезни как о мороке, наркотической зависимости, зоне турбулентности, прыжке без парашюта. В одной новелле влюбленные эмигрируют в мир анимэ: любят друг друга в образах культовых мультперсонажей. Японская девушка, наглотавшись русской классики, ищет в Москве «героя своего романа», мужчину, с которым бы они разделили любовь к Пушкину и Рахманинову. Художник-граффитист бродит по городу в поисках музы. Его разнообразные «Галатеи» возрождаются на стенах столицы. А Рената Литвинова читает во дворе «Стрелки» лекцию о любви как о сложном заболевании и великой тайне. И с помощью рискованных свиданий пытается поймать за хвост недостижимое чувство. Удача фильма в точно найденном балансе между масочным обрядом и реальностью, сарказмом и серьезностью, прозой и поэзией. У кино Анны Меликян особая оптика — поэтический, аллегорический взгляд на обыденность. Словно она рассматривает ее через трубу детского калейдоскопа. Анна Меликян: Фильм вырос из моих короткометражек, которые стали очень популярны в Сети. Я обратила внимание, что ни один мой полнометражный фильм не был так популярен, как эти откровенные картины про любовь. У меня родилась идея сделать альманах, подсняв еще пару короткометражек, — честно говоря, «подхалтурить». Но, когда начала писать сценарий, поняла, что «подхалтурить» — не мой путь. Тогда появился отдельный, самостоятельный сценарий, в который эти отснятые короткие истории уже не входили. Получается, они меня просто вдохновили, но кино родилось совершенно самостоятельное, полноценное.
Реакция критиковВладимир Лященко, «Оптика Меликян — оптика гуманистической, аллегорической сказки. Это касается и «Русалки», и «Звезды», и нового фильма «Про любовь». Создаваемая Меликян Москва не идеальный город, но несколько потусторонний. Ведь и в своей лекции про любовь героиня Литвиновой сообщает, что одним из маркеров этого явления, трудно уловимого для определений и понятийной работы, является то, что влюбленный субъект теряет адекватность восприятия окружающей реальности». Антон Долин, «А ведь дана задача не из легких: влюбить публику в Москву. Меж тем вы сами знаете, как столицу нашей родины ненавидят жители остальных регионов и как — сами ее обитатели. Кем же надо быть, чтобы проникнуться нежными чувствами к подавляющему, эклектичному, беспощадному и безвкусному мегаполису? Очевидно, если не японцем, то Анной Меликян, чьи романтические городские легенды складываются в гармоничный триптих. Ее взгляд дрейфует от перманентного удивления инопланетянина к уютной встроенности инсайдера. Спальный район или Красная площадь, модная «Стрелка» или полицейский участок, неуютный офис или спрятанный лофт олигарха — все они и превращают на наших глазах Москву в пугающую, шокирующую, возбуждающую Страну чудес, наше диковатое Зазеркалье». | ||
Оливер Стоун: «Без правды национальные интересы превращаются в фикцию» Posted: 01 Oct 2016 09:02 AM PDT Фильм «Сноуден» идет на российских экранах. Говорим с оскароносным режиссером («Взвод», «JFK», «Прирожденные убийцы») о его герое, о «секретных» съемках блокбастера и о том, как сам Эдвард Сноуден принял картину.
Судьба бывшего аналитика ЦРУ и АНБ, разоблачившего систему тотальной слежки и прослушки, продолжает притягивать кинематографистов. Документальный фильм «Citizenfour» Лоры Пойтрас, был удостоен «Оскара». Игровая картина Стоуна — крепкий и бесхитростный байопик о крушении иллюзий. Патриот, безоговорочно верящий правительству, превращается в разоблачителя системы, которой служил верой и правдой. История, сосредоточенная на взаимоотношениях рискового правдолюба-айтишника (харизматик Джозеф Гордон-Левитт) с его близкими, с его начальством, пытается пролить свет на мотивацию судьбоносного решения Сноудена объявить войну системе. — Можно понять, почему именно Сноуден привлек ваше внимание. Умник одиночка, противостоящий железобетонной системе. Но что особенно в этой истории вас взволновало и заинтересовало? — Во-первых, как и многие мои соотечественники, я мало знал своего будущего героя. Я аплодировал его поступку, когда впервые стало известно, что он передал информацию о массовой слежке американских спецслужб за гражданами. Но не понимал подоплеки, не видел человеческой истории за фасадом громогласного поступка. Я получил возможность познакомиться и узнать его за девять визитов в Москву. И надо сказать, он невероятно помог мне и моему соавтору Кирану Фитцджеральду со сценарием. С одной стороны, это драматизация реальной истории, мы не способны в течение двух с лишним экранных часов затронуть все документальные аспекты этого захватывающего политического приключения. С другой стороны, большая часть всей скандальной истории по-прежнему скрыта от общественности, и, возможно, однажды сам г-н Сноуден одарит нас книгой. Что притянуло меня? Прежде всего значимость поступка Сноудена для всех нас. — Любопытно, что героем триллера становится айтишник и средствами его войны со спецслужбами являются не бицепсы и сверхмощное оружие, а интеллект. Но работа айтишника малоинтересна для политического триллера. Он сидит себе у компьютера. Как сделать фильм зрелищным? — Вы правы. Было настоящим вызовом превратить этот сюжет в триллер. Без оружия, внезапных смертей и автомобильных погонь. Это требовало особого способа съемок, и да, некоторого упрощения сюжета. Нам пришлось выбросить около 50% наших исследований, просто потому, что многие, в том числе и интересные факты, обстоятельства, перегружали, усложняли действие. Мы же хотели сделать повествование экспрессивным, энергичным и несложным для восприятия. Но прежде всего честным, соответствующим сути трудного решения нашего героя. — Почему понадобилось приобретать права сразу на две книги — после «Файлов Эдварда Сноудена: история самого разыскиваемого человека в мире» Люка Хардинга еще и на книгу «Время спрута» адвоката Анатолия Кучерены? Чтобы через него получить доступ к Сноудену? — Мы приобрели две книги между январем и июнем 2014-го. Тогда мы еще не решили, собираемся ли мы снимать вымышленную историю, возможно, в стиле Джеймса Бонда. С американским диссидентом-изобличителем, бегущим в Россию в поиске убежища, а затем имеющим ряд опасных столкновений с американскими агентами, намеревающимися выкрасть его или убить. В книге Анатолия история Сноудена пронизана мотивами книг Достоевского и Оруэлла. Главный герой — Джошуа Колд, «изгой и преступник по версии Вашингтона», с которым и беседует российский адвокат — альтер эго Кучерены. Среди многочисленных тем они обсуждают вновь актуальную проблему оруэлловского авторитарного государства. «Файлы Эдварда Сноудена…» Люка Хардинга из «The Guardian» — более реалистичная книга, но она была не во всем точна. Это стало особенно очевидным после разъяснения самим Сноуденом некоторых вопросов. Теперь есть новое издание книги с исправлениями. Но все же книга Хардинга была самой близкой к действительности из всего материала, который у нас был в начале работы. Впоследствии появились крайне интересные интервью, подготовленные Джеймсом Бэмфордом в популярных журналах Vanity Fair и Wired, которые также оказались полезными. — Ваша первая четырехчасовая встреча в Москве… Какое Сноуден произвел на вас впечатление? — У меня уже было предварительное впечатление о нем как о принципиальном молодом человеке. В моих встречах с ним, происходящих на протяжении двух лет, первое впечатление подтвердилось. У меня ни разу не возникло ощущения, что его решение было продиктовано выгодой. Думаю, он действовал самоотверженно, рисковал всем, и потом назвал себя единственным виновником происшедшего. Сделал все возможное, чтобы его коллеги не были осуждены или преследовались в США. Он — настоящий интеллектуал, понимающий степень ответственности людей, принимающих решение за закрытыми дверями, превративших борьбу с терроризмом в практику массовой слежки. Он увлечен реформированием интернета. И он понимает всю серьезность и опасность этой игры с высокими ставками, этой битвы за экономическую и финансовую власть, которую правительство США ведет на международном уровне. — Известно, что съемки напоминали тайную спецоперацию — вы опасались слежки, обысков, жучков. Спецслужбы действительно проявили интерес к вашей работе? — Работа над фильмом велась настолько скрытно, насколько мы умели это организовать: никаких материалов в интернете, как можно больше шифровок, личные встречи — только по необходимости. Мы вели зашифрованную переписку с актерами. Сценарий был разделен на части и практически не доступен стороннему глазу целиком: мы хотели исключить любую возможность утечки информации. Это бы стоило нам дорого. И потом, взломать сюжет про самого крутого в мире хакера? Да, это была бы история. — Что Сноуден сказал после просмотра картины? Вы продолжаете общаться? — Реакция Эда на фильм была вполне конструктивной. Он посмотрел фильм несколько раз, исправил ряд технических ошибок. А если вас интересует его реакция… «Это абсолютно по делу». И конечно, мы поддерживаем связь. — Для большинства ваших соотечественников Сноуден — предатель, для других — борец за свободу слова и демократию. Человек, для которого правда выше интересов государства. Сложный выбор, сложные вопросы. Есть ли у вас на них ответ? — Безусловно. Полагаю, что правда — важнейшая составляющая национальных интересов. Без правды, национальные интересы легко могут превратиться в фикцию. К сожалению, наше правительство со времен Вьетнамской войны все больше и больше увлекается искусственными национальными интересами. Неудобную правду скрывают, камуфлируют, чтобы спрятать собственные огромные и непоправимые ошибки. Пристрастие к слежке за всеми — одна из них. — Можно ли сказать, что ваш фильм призван еще и защитить Сноудена в глазах его бывших коллег, а также «простых американцев»? — Вовсе нет. Наш фильм и есть заявление правды, которую мы добывали и собирали из многих источников. Фильм представляет господина Сноудена в человеческих обстоятельствах его драматической судьбы. Он не судит его и не защищает. Мы оставляем зрителю право решить, какую роль на себя примерить: адвоката или прокурора. Лариса Малюкова | ||
«Считаю, что Пятницкий преступник, порочащий ОНК» Posted: 01 Oct 2016 07:01 AM PDT Новые подробности о деятельности заместителя председателя ОНК Москвы.
16 мая 2015 года из Камбоджи в Москву был экстрадирован Сергей Полонский по обвинению в мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Прямо из аэропорта «Домодедово», минуя ИВС (изолятор временного содержания), его доставили в СИЗО 99/1. Тюрьма эта небольшая, рассчитана всего на 120 человек. Наряду с «Лефортово» этот изолятор подчиняется не московскому управлению УФСИН, а напрямую ФСИН России. «Изолятор 99/1 — федеральная тюрьма № 1 — на сегодняшний день самая жесткая, замороженная тюрьма России. В ней сидят миллиардеры, миллионеры, лидеры преступных группировок. Самая главная тюрьма в России. Ее еще называют «Фабрикой звезд», «Бастилией». Еще в ней сидят люди, которых прячут или от подельников, или от собственных возможностей. Стены «девятки» для них неприступны. Кроме того, если в общих тюрьмах можно за деньги устроить себе дольче виту в виде телефона, икры, коньяка, кокаина, то здесь слаще морковки и крепче кефира тебе ничего не предложат. За любые деньги здесь ничего не решишь», — писал один из бывших сидельцев этой тюрьмы Иван Миронов в книге «Замурованные». Сергей Полонский: «Уже вечером того же дня (16 мая), как меня привезли в изолятор, ко мне пришел Павел Пятницкий. Он же у меня работал. Подумал, хорошо, что пришел. Поможет мне. Пятницкий работал у меня в «Мираксе» (Mirax Ggroup — российская инвестиционно-девелоперская компания. — Е. М.) в 2011—2012 годах. Входил в правление и занимался тем, чтобы не было воровства в компании. Но на самом деле он ничего не делал. Он два раза стрелял в сотрудников. Вел себя агрессивно. Когда напивался, то становился просто неадекватным. Меня с Пятницким познакомил Миша Дворкович (родной брат заместителя председателя правительства РФ Аркадия Дворковича. — Е. М.). Когда начался рейдерский захват «Кутузовской мили» (сейчас следствие как раз обвиняет Полонского в хищении денег дольщиков ЖК «Кутузовская миля». — Е. М.), Пятницкий приезжал несколько раз на стройку. Я ему поверил и взял его на работу. Когда меня арестовали в Камбодже, то я попросил прилететь туда Дворковича и Пятницкого. Я доверял Пятницкому».
Павел Пятницкий: «…Я работал на Серегу (Полонского), и я стоял за него горой. Полонский бежал и оставил мне доверенности на весь бизнес, я мог обворовать его, переоформить на себя всех юрлиц, а я с семи утра лазил по стройке, за зарплату в 320 тысяч» (из интервью Пятницкого «Комсомольской правде»). Ольга Полонская (жена Сергея Полонского): «В тот же день, как Сергея привезли в Москву, то есть 16 мая, Пятницкий написал мне сообщение: «Здравствуйте, это Павел. Я только что вышел от вашего мужа. Ваш муж сказал, чтобы я с вами связался, передал привет…» Пятницкий со мной до этого не был знаком. Я с ним встретилась. Пятницкий сказал, что Сергей должен ему деньги — 100 тысяч долларов. И стал всячески требовать с меня эти деньги. На тот момент Сергея только привезли, и я только приехала в Россию. У нас в принципе-то денег нету, все забрали, все разворовали, и еще Пятницкий стал требовать эти деньги. Я тогда очень испугалась, ведь Пятницкий свободно заходил в изолятор, в камеру, он мог там Сергея кошмарить. Я просто боялась за здоровье Сергея, за его психический фон. И с целью, чтобы обезопасить Сережу, стала ему давать эти деньги. С учетом того, что у меня денег не было вообще. Поэтому я продавала машины, что-то распродавала. Из 100 тысяч долларов, которые он требовал, около 40 тысяч я ему уже отдала. — А вы одноразово отдали 40 тысяч или постепенно? — Постепенно, в течение двух месяцев ему отдавала. Вначале я продала «Бентли»-кабриолет. И 21 мая, то есть через пять дней, как Сергея вернули в Россию, отдала Пятницкому 10 тысяч долларов. Он стоял прямо над душой, требовал деньги. Это была первая моя продажа. Потом еще одну сумму он забрал машиной. Бронированный «Мерседес» у Сергея был. Он забрал этот «Мерседес» 30 мая. — Вы переоформили на него машину? — Нет, он просто взял ее и продал без документов. У меня даже с ним переписка есть. Он пишет: «Все, машину забрали. Как будем делить деньги?» Я ему пишу: «По совести. Давай хотя бы пополам». Ну и, собственно, все на этом. Деньги он мне так и не отдал. Там миллион рублей было. По тогдашнему курсу это больше 18 тысяч долларов. И потом 8 июля он получил еще 10 тысяч долларов. Пятницкий ведь писал мне: «Если ты не отдашь мне деньги, мне придется в Следственный комитет отнести документы на Полонского, которые у меня есть». Ну это же прямо конкретно 163-я статья — вымогательство. Деньги я отдавала у нас в офисе при адвокате. Мы еще подвели черту, я говорю: «Паша, все, денег больше нет». Он мне еще пару раз написал, я ему ответила: «Денег нет», «Денег нет». Потом он исчез. Вот как только его прекратили пускать в изолятор, он исчез. Сейчас Пятницкий в изолятор к Сергею не может пойти. Ему запретили ходить в это СИЗО, потому что его допросил следователь (Олег Сильченко, следователь МВД РФ. — Е. М.) по делу Полонского и сделал его свидетелем по делу. Потом Пятницкий писал мне: «Оля, когда будут деньги?» Я на это уже не отвечала, потому что бояться мне было уже нечего: он в изолятор пойти уже не может, и с Сергеем ничего не случится. Но вот на днях Пятницкий опять мне звонил. Сергей уже давно хочет написать на Пятницкого заявление по поводу вымогательства. Я его тормозила, потому что мы устали судиться. Но Сергей требует, чтобы наши адвокаты подали на Пятницкого заявление о вымогательстве. Сергей Юрьевич был в шоке от того, что Пятницкий в такой момент требует деньги. В день, когда Сергея привезли в Москву, требовать деньги?! В такие минуты, понимаете… Представляете, в каком я была состоянии! Я тогда не понимала, кому давать, за что давать, давать — не давать, вообще, что происходит. А это было вымогательство. Он просто вот реально на стрессе подходит к людям». 25 сентября 2016 года Сергей Полонский, находясь в СИЗО 99/1, написал на имя членов ОНК Москвы Масюк Е. В. и Дубиковой Л. Б. заявление:
«Информирую, что Пятницкий П.И. в мае 2015 года посетил меня в СИЗО-1 (99/1) по своей работе сотрудника ОНК. Обещал следить за соблюдением моих прав и моего здоровья. В июне 2015 года я от своей супруги Ольги Владимировны Полонской узнал, что за это он требовал 100 000 долларов и уже часть денег получил. Обещая в случае их невыплаты создать проблемы мне в СИЗО, а также предоставить следователю какие-то доказательства, которые позволят возбудить статью 210 (до 20 лет) (организация преступного сообщества. — Е. М.). На мои настоятельные просьбы написать заявление в полицию, Ольга Владимировна упросила меня сделать это позже, на что я согласился. Считаю, что Пятницкий П. И. преступник, порочащий ОНК. Прошу возбудить уголовное дело». Елена Масюк | ||
«Война Украины и России могла начаться еще в 2004-м» Posted: 01 Oct 2016 05:01 AM PDT Давняя история, связанная с кандидатом в президенты РФ Иваном Рыбкиным, — ключ к современным отношениям двух стран.
5 февраля 2004 года в Москве пропал Иван Рыбкин, самовыдвиженец на очередные выборы президента РФ. В тот же день милиция начала розыск политика. Пять дней Рыбкин не выходил на связь ни с семьей, ни с избирательным штабом. Но 10 февраля он нашелся в Киеве и путано объяснил свое исчезновение. В СМИ попали аудиозаписи телефонных разговоров Березовского с депутатом украинской Рады по поводу стратегии этой истории. 5 марта Рыбкин улетел в Лондон к Березовскому, откуда заявил, что снимает свою кандидатуру, поскольку не хочет участвовать в «фарсе». Подробности этой до сих пор загадочной истории — в интервью непосредственного участника тех событий «Новой газете». Циферблат электронных часов чуть не на полстены — главная деталь интерьера кабинета. Партийцы, что логично, арендуют этаж в здании президиума Академии аграрных наук Украины, ведут переговоры об аренде второго этажа. Перед тем как начать беседу на заранее оговоренную тему, Бессмертный вдруг уточняет: «Вам это надо ради правды или какая-то другая цель? В «попытке организации государственного переворота» называли фигурантами несколько человек, но сегодня их уже нет в живых. Нет моего брата Сергея, нет Березовского, нет Бадри Патаркацишвили…» Признаюсь, что намеревалась увидеться и с Давидом Жвания, некогда влиятельным политиком и бизнесменом, соратником Бессмертного и Ющенко, — он также имел прямое отношение к «делу Рыбкина». Но официальный запрос «Новой» об интервью офис Жвания оставил без ответа.
|
Справка «Новой»
|
— Роман Петрович, хочу вспомнить 2004 год и предложить собственную версию развития событий, о которых я как журналист в то время много писала. Вы скажете, где реальность, где нет.
— Хорошо. Я не буду лукавить, что многое забыл, хотя могу где-то ошибиться. Но есть вещи, связанные с семьей, с близкими людьми, которые в силу понятных причин детализировать не стану.
— Согласна. Итак, в России и в Украине — президентские выборы: в России весной, в Украине осенью. Путин уверенно идет на второй срок, Кучма готовится передать власть премьер-министру Януковичу. Ему должен составить конкуренцию Ющенко, лидер национал-демократических сил, блока партий «Наша Украина», которые победили в парламентской кампании. Помимо прочего, Ющенко намерен сломать традиционную модель отношений с соседней страной, перехватить инициативу, чтобы повестку общественных преобразований для Москвы верстал Киев.
Окружение Ющенко выбирает в союзники предполагаемого кандидата в президенты России Ивана Рыбкина — экс-спикера Думы и руководителя Совбеза. В середине 90-х Рыбкин — один из ключевых участников мирного процесса в Чечне. Накануне выборов‑2004 он (об этом писала в своей книге журналист «Новой газеты» Анна Политковская) публично обвинил Путина в причастности к взрывам домов в Москве в 1999 году, что стало поводом для Второй чеченской войны. Соратники Ющенко берутся организовать для Рыбкина в Киеве тайную встречу с Асланом Масхадовым. Им помогает Борис Березовский… Но план рушится.
— Начнем с того, что летом 2002 года социологи из Киева показали: основным содержанием будущей президентской кампании должна быть ставка на «украинского Путина».
— Да, помню. Лозунги первого путинского срока — борьба с олигархами, с коррупцией, наведение порядка. В Украине почти зависть к России почувствовали!
— Образ нравился 72% избирателей. Исследования провели серьезные ученые, 7 тысяч респондентов опросили. Даже политики-либералы повелись на определение «сильная рука». Самообман украинского истеблишмента сейчас понятен. А летом 2002-го по штабам как марево разлилось: «Нужен свой Путин!» Тезис появляется в прессе. Мы ищем маневр.
— У окружения лидера оппозиции Ющенко это тоже сопротивления не вызвало? Люди хотят украинского Путина — ну так предложим его!
— Да, да. Но послушайте дальше. Находим варианты, как двигаться к цели, когда общество давит. Проводим конференцию при участии Гавела и Мадлен Олбрайт, и я еду в Москву. Обхожу, так сказать, коридоры, предлагаю многим руководителям, которых знаю, идею. Давайте проведем еще одну конференцию, но не «Украина — Запад», а «Украина — Восток».
— «Коридоры» находились в администрации президента России?
— Я и оппозицию обошел, и всех этих апологетов вроде Никонова. Везде сбивают с ног тезисом: «Как вы собираетесь такую конференцию сделать?» «Ну как обычно, — не понимаю. — Закажу «Рэдиссон» или другое пристойное место». «Нет, — отвечают, — физически не дадут. Сообщат в Кремль и посоветуют немедленно убраться».
— Так вы же и представителей власти собрались звать!
— Не имеет значения. Встречаюсь с Виктором Мироненко, бывшим первым секретарем ЦК ВЛКСМ, он в Фонде Горбачева: «С ума сошел, не понимаешь, куда приехал?!» Снаряжаем тогда специального человека на два месяца в Москву — «утюжить» ситуацию, вникать, что там на самом деле происходит. И через связи этого человека предварительно договариваемся-таки о переговорах потенциального кандидата в президенты Украины с несколькими кремлевскими руководителями, в том числе с Волошиным, с собственниками ведущих массмедиа.
Ющенко прибывает в Москву. И внезапно весь план встреч отменяется, слетает. Виктор Андреевич целый день просидел в гостинице. (Пауза.)
Представляете, удар по самолюбию? Организовать, привезти, убеждать: «Давайте вместе строить перспективу для наших стран!»… Только молодой возраст позволил мне работать дальше после фиаско. По сути, эта история дала объяснение: «украинский Путин» — горчичник мертвому, Кремль не позволит Ющенко стать президентом. Для них он прежде всего — националист. И тогда от нашего штаба отвернулось большинство соратников, начиная с нынешнего главы государства Порошенко и до большинства депутатов Рады от «Нашей Украины».
Операция «Ликвидация»
— После неудачного визита в Москву мы больше не сомневались в том, что Москва продолжит диктовать Киеву свою повестку. Вот и Медведчук, руководитель аппарата Кучмы, предупреждал: «Не вздумайте договариваться с Януковичем!», имея в виду, что Янукович — что-то совсем особое, отличное от Кучмы.
— Подождите, вы приводите слова Медведчука, у которого устойчивое реноме «руки Путина» в Украине?
— Тоже хотел бы до конца разобраться, что представляет собой этот человек… (С 2014 года Виктор Медведчук в рамках Минского процесса координирует вопросы обмена пленными и возвращения украинских заложников из РФ. — О.М.)
Кучма планировал стать последним президентом Украины. После него страна должна была превратиться в парламентскую республику. Мы в штабе Ющенко давно поняли, что Банковая (имеется в виду администрация президента Украины, расположенная на Банковой ул. — Ред.) начала операцию «Ликвидация». И Янукович понимал, хоть считался потенциальным преемником, кандидатом от власти. Тема тянулась вплоть до решения Конституционного суда, до весны 2004-го. До определенного момента удавалась и дискредитация выборов, тем более при сомнительной законности третьего тура…
2004 год, «оранжевый» Майдан. Роман Бессмертный с соратниками Виктора Ющенко, друзьями — политиками из партии «Наша Украина». Справа налево: Владимир Филенко, Роман Бессмертный, Николай Томенко, Тарас Стецькив
Фото из архива Романа Бессмертного
Но уже на «оранжевом» Майдане, когда мы все вместе начнем встречаться по ночам (в АП Кучмы и на госдачах в элитном пригороде Киева, Конча-Заспе. — О.М.), чтобы не допустить массового кровопролития, станет окончательно ясно — Янукович всегда был не креатурой Кучмы, а подсадной уткой Кремля. На тех встречах Янукович в порыве откровенности расскажет мне, как не переваривает Кучму и его окружение, как строил кабмин, укреплял своими кадрами. Люди Януковича настаивали на применении силы. Кучма резко возражал, плюс оказывали воздействие американцы и европейцы. Все закончится фразой Януковича, которую я хорошо запомнил: «Если такое повторится, я не отступлюсь!» Кремль требовал от него президентства любой ценой.
Знакомые слова я услышал снова, когда Янукович вторично стал премьером, а мне, руководителю парламентской фракции, пришлось контактировать с ним: «Не отступлюсь!»
Уроки Березовского
— Тогда почему же в Кремле негативно отреагировали на сенсационное предложение Ющенко о, скажем так, дружбе и совместном будущем?
— Я долго думал над этим. Люди, с которыми мы контактировали, принадлежали в основном к остаткам команды Ельцина в окружении Путина… Они выстраивали схемы, торговали направо и налево всем подряд, но не видели в Украине потенциального врага, которого надо подчинить. Скоро их в «орбите» не стало.
Мы стали искать союзников среди других политиков. Это было необходимо, чтобы минимизировать влияние России на ход выборов. Кремль сделал ставку на Януковича. Мы же начали сближение с Немцовым, Хакамадой, Касьяновым, Рыжковым. Диалоги вывели на фамилию «Березовский». На этапе подступа к Березовскому произошло знакомство с Бадри Патаркацишвили, обсуждали механизм сотрудничества. А летом 2003-го полетели в Лондон, непосредственно к Борису.
— Из кого состояла украинская делегация?
— Все только в формате «Давид Жвания — Роман Бессмертный».
— А Ющенко?
— Чтобы не бросить ни малейшей тени, представляли как инициативу мою и Жвания. Никогда, нигде в этих контактах не участвовал Виктор Андреевич. Сидим в Лондоне, в офисе Березовского, а по НТВ начался первый прямой эфир Шустера. И Борис показывает: «Смотрите, за такими программами, за свободными медиа — будущее!» Говорит о том, как тесно связаны Россия и Украина. И выдает фразу (напомню, лето 2003 года на дворе): «Но все равно Украина будет воевать с Россией!» Я в замешательстве: «Как, почему?!» Березовский: «Запомни: вы — окоп войны цивилизации против дикости».
Я потом постоянно думал, как сделать, чтобы президентские выборы не превратились в «рытье окопа», в начало масштабного вооруженного конфликта. Не допустить войны — ключевая тема, которая обсуждалась с лета 2003-го до начала уличных акций лета 2004-го и первого Майдана. Потому что понимали: Москва давит Януковичем. Слава богу, что на тот момент глава СБУ имел с нами диалог и взял в помощники человека, который до того работал руководителем охраны в штабе Ющенко. Мы ориентировались, что в спецслужбах происходит, какие сигналы идут на Кучму, и получали подтверждения: Янукович — из другой категории, российской…
Для меня общение с Березовским вообще превратилось в сдачу экзаменов на предмет ликвидности управления избирательным процессом. Он в деталях объяснил механизм «Голосуй или проиграешь!». Патаркацишвили расписал вклад команды Березовского в избрание Путина ключевой фигурой. А потом — очень короткий телефонный разговор. Я, будучи в Тбилиси, набираю Ющенко. И Патаркацишвили дает ему совет: «Не сделайте с этими людьми то, что с нами сделал Путин».
— Имелось в виду, не расправьтесь потом с Бессмертным и Жвания?
— Ну, да… Тема Рыбкина — просто часть того, о чем мы говорили. Эпизод сотрудничества между сформировавшейся зарубежной оппозицией Путину и украинской оппозицией, которая, как теперь я вижу, оказалась фактически оппозицией Кремлю. Потому что россияне вообще не могли представить, что два украинца накажут ФСБ. Заставят Патрушева приехать в Киев…
— Два украинца — ваш брат Сергей и его товарищ?
— История Рыбкина имеет до сего времени открытые и закрытые составляющие.
— Почему?
— Часть людей, принимавших участие в операции, слава богу, живы-здоровы. Не хочу вытягивать фамилии. Несправедливо, если предъявят претензии, злой умысел в их действиях отсутствовал.
— Роман Петрович, простите, не понимаю. Почему среди множества кандидатов в президенты России ваш выбор пал на Рыбкина, левоцентриста с внешностью советского чиновника?
— Березовский — а у него был математический ум — считал, что именно Рыбкин способен достичь наивысшего результата. Типаж Путина, электоральный образ! В тот момент чувствовалось: инерция, с какой движутся Хакамада и Немцов, ослабевает. Дальше происходит то, что происходит, — приезд Рыбкина в Киев.
— Зачем? Тут действительно готовили ему свидание с Масхадовым?
— Планировался широкий круг встреч. Но где-то на четвертый-пятый день Рыбкин отказался продолжать переговоры. Так объяснил мой брат Сергей, ныне покойный. Точная причина мне неизвестна. У Рыбкина были средства связи, интернет. И он лично принял решение вернуться в Москву.
— Хочу уточнить. Ваш брат — не политик, просто выполнял вашу просьбу, выступал в качестве охранника?
— Если бы не умелые действия Сергея и его друзей, Рыбкина бы просто не выпустили из России. Внешне это выглядело как похищение. Некоторые детали: в четырех точках куплены билеты на фамилии Рыбкина и Бессмертного. Каналы стали перекрывать. Сергей берет автомобиль, через четыре остановки, в Калуге, догоняет поезд Москва — Одесса, заходят в свое купе. При пересечении границы сознательно показывают настоящий паспорт Ивана Петровича и заполняют миграционную карту. Нелегальное пересечение исключалось: наши телефоны слушало СБУ.
Отдаю должное шефу Службы Смешко, он выступал на стороне государства Украина, хоть был бы должен сотрудничать с коллегой из ФСБ Патрушевым. Лишнее доказательство: Кучма и его люди — одна институция, а Янукович — из российского пула, не надо их связывать! Рыбкин знал, зачем едет в Киев, но не знал, что принесут встречи. Потому нервничал.
— Где и с кем он виделся?
— Рыбкина поселили в съемной квартире на улице Лютеранской, рядом с администрацией президента Кучмы. Неслучайный выбор места. Кроме украинских оппозиционеров, он встретился с делегацией из Чечни, но без Масхадова, и с грузинской делегацией.
В развитие более поздних событий: и грузины, и чеченцы постоянно находились в Украине в качестве наших советников. Больше того, после первого тура между Ющенко и Януковичем они только что на стенку не лезли: «Выводите людей на протесты!» Тогда и я, и Жвания выступили категорически против: повода нет, Ющенко без того лидирует. С одной стороны, мы работали с Березовским, с другой — находились постоянно в консультациях с окружением Саакашвили. Кроме того, сотрудничали со многими, кто прошел революции в Европе…
— Но после Киева Рыбкин дал понять, что его здесь удерживали силой, пытались отравить. И СБУ возбудила уголовное дело по соответствующей статье.
— Сергей жизнью отвечал за безопасность Рыбкина. Иначе бы я не впутывал родственника.
— Зачем тогда квартиру сменили, переселили гостя на Крещатик?
— Мы понимали: телефоны слушают, местопребывание ФСБ может засечь по номеру.
— То есть угроза существовала?
— До сих пор не могу понять, что произошло… Но если бы летом 2004-го «зачистили» меня и Жвания, никогда бы Ющенко не стал президентом. Все бы рухнуло как карточный домик. В Кремле не идиоты, они же видели ресурсные потоки! Россия оказалась слабой перед той системой, которую выстроил президент Кучма. Российская Федерация играла против кандидата в президенты Ющенко, Кучма же оставался на стороне Украины. Проявил бы себя по-другому Леонид Данилович, и кровь пролилась бы на Майдане, и война могла бы развязаться в один момент. В 2004-м система работала на государство, а в 2013-м — на Януковича. Когда Янукович сбежал, система легла и в один момент Украина стала очень уязвимой. Вот почему война стала возможной.
— Убийство сразу двух народных депутатов Украины — слишком уж черный сюжет…
— Хочу вам сказать, что тогда мы оба четко понимали, что может произойти все что угодно: и с кандидатом, и в избирательной кампании, и с нами. Спасло нас то, что бились не Ющенко с одной стороны и Кучма — с другой. Был поединок между Украиной в лице Ющенко и Януковичем — Россией. А Кучма стоял сбоку и в определенный момент при помощи Запада содействовал тому, чтобы Януковича и его кремлевских друзей останавливали.
Ольга Мусафирова
собкор в Киеве
Правительство рассказало о 5 миллионах россиян с минимальной зарплатой
Posted: 01 Oct 2016 04:28 AM PDT
«Сегодня на российском рынке почти пять миллионов человек у нас работают на минимальной оплате труда. 1,8 млн человек — это бюджетники, которые работают на минимальной оплате труда», — сказала она.
«Бедность поразила людей работающих. Это особая ситуация. Этот тренд стал серьезным», — добавила Голодец.
Вице-премьер отметила, что сейчас обсуждается вопрос повышения уровня минимальной оплаты труда до уровня прожиточного минимума.
В начале сентября правительство повысило прожиточный минимум в России на 180 рублей, до 9956 рублей. Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр России Дмитрий Медведев.
До этого правительство повышало прожиточный минимум в июне этого года. Тогда же президент России Владимир Путин подписал закон о повышении минимального размера оплаты труда (МРОТ) до 7,5 тысяч рублей.
Власти обещают довести МРОТ до прожиточного минимума до 2020 года.
Posted: 01 Oct 2016 04:01 AM PDT
Правительство конкретизировало идею спикера Совфеда Валентины Матвиенко о «налоге на тунеядство».
Министерство труда и социальной защиты работает над законопроектом, который предполагает введение в России версии «налога на тунеядство» — дополнительного социального платежа для неработающих граждан. Как сообщила вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец, россиянам трудоспособного возраста, «которые выбрали для себя путь неработы», придется платить за пользование медицинскими услугами (за исключением льготников). Точный размер будущего платежа пока неизвестен, но председатель социального комитета Совета Федерации Валерий Рязанский говорил о 18 тысячах рублей в год. Сегодня незанятые граждане могут пользоваться полисом обязательного медицинского страхования (ОМС) и при этом не платить страховые взносы во внебюджетные фонды. По оценкам Минтруда, серая занятость распространяется на 15 млн россиян, а убыток для бюджета в этой связи оценивается в 500 миллиардов рублей.
Предложения по борьбе с неформальной занятостью регулярно поступают от разных ведомств — в прошлом году с этой идеей выступала Федеральная служба занятости (Роструд). В начале сентября с инициативой ограничить медицинскую помощь неработающим россиянам выступила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. «Бюджеты регионов платят не пойми за кого, — заметила спикер. — 40 миллиардов бюджеты переплачивают за неработающее население. <…> Каждый должен нести свой чемодан». Она же и поручила профильным ведомствам разработать соответствующие поправки в законодательство.
Среди некоторых экономистов действительно есть мнение, что введение такого платежа — ключевая мера для борьбы с теневой занятостью. «Нужен простой подход: если ты не являешься официальным безработным и не ухаживаешь за нетрудоспособными членами семьи, то для тебя должен быть установлен определенный минимальный взнос в систему ОМС, а также взносы в пенсионную систему (по крайней мере, на социальную пенсию)», — говорил в интервью «Новой» бывший замминистра Минздравсоцразвития Александр Сафонов (выпуск №62 от 10 июня 2016). Однако к проекту есть множество вопросов: например, будет ли не заплатившему человеку отказано в медицинской помощи, несмотря на нормы Конституции, и как чиновники проведут границу между безработицей и неформальной занятостью.
Техническую сторону законопроекта раскритиковал депутат «Справедливой России» Михаил Емельянов: «Непонятен и объект налогообложения, непонятно, как исчислять доход, непонятно, за что наказывать, если человек действительно не работает и не может найти работу». Кроме того, без установления размера доходов человека налог ему начислить невозможно, а доходы безработных государству неизвестны. Глава Роструда Михаил Иванков в качестве решения этой проблемы предлагал проверять доходы граждан на основе регистрируемых трансакций, сопоставляя их суммы с отчислениями в Пенсионный фонд. Однако юридически это трудноисполнимо: сегодня у налоговых органов отсутствуют законодательные возможности для контроля расходов населения.
Налог на тунеядство входит в число наиболее одиозных обязательных выплат, таких как налоги на холостяков и бездетных граждан, известных еще по советской эпохе. Аналогичный закон — декрет «О предупреждении социального иждивенчества» — действует сегодня в Белоруссии. Взнос составляет около $200 в год, а в случае неуплаты нарушителя ждет штраф или административный арест с выполнением общественно полезных работ. Российская Конституция определяет труд как право, а не обязанность, но сами россияне не очень согласны с такой трактовкой. Декабрьский опрос ВЦИОМа показал, что 45% населения поддерживает введение закона о тунеядстве.
Нет никаких иллюзий насчет того, почему властям именно сейчас понадобился такой законопроект. В отличие от советских законов, об идеологических соображениях речи не идет — чиновниками движет исключительно финансовая целесообразность и указы сверху. Неделю назад Владимир Путин обсуждал социально-экономическое положение регионов с членами Совета безопасности. По-видимому, там и было принято решение срочно найти новые способы пополнения региональных бюджетов.
Арнольд Хачатуров
корреспондент
Песков назвал провальным следствие по крушению «Боинга» на Донбассе
Posted: 01 Oct 2016 02:01 AM PDT
«Следствие нельзя вести, исходя из парадигмы, когда через несколько минут после трагедии на официальном уровне в известных странах выступают и говорят, что виновата Россия», — сказал Песков.
По словам пресс-секретаря, «если вести следствие, исходя из этой парадигмы, оно обречено на необъективность, оно обречено на провал».
В среду, 28 сентября, международная следственная группа представила официальные итоги расследования о крушении «Боинга». Эксперты доказали, что самолет был сбит из поселка Первомайский, который контролировался сепаратистами, а «Бук» был доставлен туда с территории России.
В ответ на это Минобороны России заявило, что зенитные ракетные комплексы никогда не пересекали границу России и Украины. Ведомство поставило под сомнение выводы следственной группы.
Расследование о крушении «Боинга» также прокомментировала официальный представитель МИД Мария Захарова. Она назвала его предвзятым и политически мотивированным.
Пассажирский самолет Boeing 777-200ER компании «Малайзийские авиалинии», выполнявший рейс MH17 из Амстердама (Нидерланды) в Куала-Лумпур (Малайзия), разбился 17 июля 2014 года на востоке Донецкой области. Погибли 283 пассажира и 15 членов экипажа — граждане десяти государств.
Posted: 01 Oct 2016 01:01 AM PDT
Почему демократическая повестка проиграла и что с этим делать? Разговор Леонида Гозмана и Дмитрия Муратова.
Дмитрий Муратов и Леонид Гозман / ТАСС / Коллаж: «Новая газета»
Обсудить политический пейзаж после битвы в редакцию «Новой газеты» пришел Леонид Гозман. Мы решили, что от стандартного формата интервью в данном случае нужно уходить: речь скорее идет о дружеском разговоре редакторов газеты с нашим автором и одним из самых опытных российских политиков. Дружеский разговор предполагает, что запретных тем нет, так что дискуссия получилась острой. Кто виноват в том, что либеральная идея потерпела в России поражение? Что будет с Россией после 2018 года? И в чем состоит задача русского мыслящего класса? Парадоксальным образом Гозман считает, что выборы 18 сентября были существенным шагом вперед. В 2011 году люди голосовали лишь за меньшее из зол, в знак протеста. Коренное отличие от 2011-го в том, что сейчас была возможность голосовать «за» — за тех, чьей победы ты действительно хочешь. По мнению Гозмана, тот факт, что эту возможность сейчас удалось сформировать, важнее результата. «Результат будет в следующий раз», — говорит он.
Дмитрий Муратов: Скажи мне, пожалуйста, как так получается, что в тотальной нелюбви к демократии в нашей стране виноваты сами демократы? Люди, которые придерживаются демократических взглядов, вдруг оказываются невыносимо, неприлично богаты, и этим кичатся, вызывая тем самым жуткую нелюбовь. Почему у людей с демократическими ценностями, лидеров этого движения, такие отвратительные отношения с большинством граждан?
Леонид Гозман: Люди, которых называют демократами, — очень разные. Для кого-то важна прежде всего система ценностей, в центре которой находится свобода. А для кого-то на первом месте стояли другие вещи — например, эффективная экономика. По нравственным качествам (а люди требовали от первых реформаторов высочайшей нравственности), по воспитанию разные. Гайдар жил скромно. Справедливости ради — с бриллиантами в основном не те, кто начинал с Егором, а те, кто пришел позже, как мародеры за войсками. Мне лично демонстративное потребление отвратительно. Я не покупаю такое шампанское, как футболисты, не только потому, что не могу себе позволить, — считаю это неприличным. Когда вошли в моду часы за тысячи долларов (мои — не дороже 100), я спрашивал у богатых и успешных людей на Западе: «Сколько стоят твои часы?» Один из редакторов Washington Post сказал, например, что свои часы купил за 20 долларов на углу: «Смотри, какие отличные часы!» На Западе дорогие часы носят мафиози и шоу-бизнес.
Д.М.: Тем не менее я думаю, ваше поколение либералов сделало соответствующие партии надолго неизбираемыми в нашей стране.
Л.Г.: Я не знаю, сделало ли это наше поколение либералов, или это неизбежная вещь. В последние годы жизни Гайдара я с ним довольно много общался. У нас сложились такие отношения, что я мог просто приезжать советоваться. Однажды приехал к Егору и спрашиваю, почему все происходит так, как происходит. Он выстроил огромную теорию постреволюционной стабилизации, из которой следовало, что чего ты ни делай, а после успешной революции — откат. Люди устают от нарушенных контрактов, разрушенной социальной среды. И поэтому — термидор. Возвращаются старые институты, идеализируется прошлое. Я это к тому, что из ста процентов безобразий, которые мы сегодня имеем, возможно, далеко не все стоит на наших ошибках, подлостях и так далее. Хотя какой-то процент, безусловно, есть.
Д.М.: В одной из твоих колонок было написано: «Путин должен уйти!» Господа демократы и либералы ничего не смогли сделать: ни коалицию создать, ни Комитет-2008, ничего. И когда они никак не повлияли на точку зрения сограждан, они говорят: «А теперь вы уйдете в отставку!» Потому что победить-то вы на самом деле не смогли.
Л.Г.: Ты упомянул Комитет-2008. Он изначально вызывал у меня крайне негативное отношение. В его заявлении было сказано: «Никакая оппозиция не может считаться нормальной, если в ней нет следующих фамилий…» И были перечислены: Немцов, Хакамада, Каспаров, еще двое. Что это за контора, которая создана не чтобы в стране преобразования проводить, а чтобы тебе, любимому, место досталось? Мы с Немцовым по этому поводу поругались. Я ему говорил, что позор это подписывать. Твоя фамилия здесь — позор для тебя.
Д.М.: Но все же: почему либералы не создали ничего? Даже СМИ своего не создали.
Л.Г.: Есть «Новая газета»…
Д.М.: Да, но ее же не создавали те люди, о которых мы говорим.
Л.Г.: Согласен. Те люди создавали другое. Они создали частную собственность и ту инфраструктуру, в которой можно было создать «Новую газету». Вот это они сделали.
В 1992-м говорили, что правительство, как картошка, если зимой не съедят, то весной посадят. Было ощущение, что времени катастрофически мало — и с точки зрения срочности решаемых задач выживания страны, и с точки зрения просто времени до того, как всех начнут сажать или расстреливать. Об этом говорили вполне всерьез. Поэтому многие институциональные вещи, особенно политические, оставлялись на потом. Это не оправдание, а объяснение.
Но дело не только в этом. Мне кажется важным еще один аспект: я не знаю, как закончится этот режим. Я боюсь, что он может закончиться взрывом. Не дай бог! Потому что это будет кровь, и постреволюционный режим будет еще страшнее, чем этот. Сильно страшнее. Может, он еще как-то закончится… Вот я и написал письмо Путину: «Ваше высокопревосходительство, подавайте в отставку». Потому что уверен, чем дольше он у власти, тем больше крови в будущем. Это не потому, что он плохой, — так сложилось.
Д.М.: Сами вы ничего не выиграли. А теперь вы говорите: «У нас ничего не получилось, поэтому уйди сам». Согласись, это слабая позиция.
Л.Г.: Ты смешиваешь две вещи. Во-первых, вопрос о том, получилось у нас или не получилось. Многое, очень многое получилось! А многое — нет. По причинам разным. Первая причина. Неизбежность постреволюционной стабилизации, термидора…
Д.М.: Гайдар спас тебя! Он тебе ответил, как царь Соломон: «И это пройдет».
Л.Г.: Он страну спас! Вторая причина это то, о чем ты говоришь, — жлобство. Абсолютно с тобой согласен. Я не понимаю, зачем нужны часы за 20 тысяч долларов. Даже если у тебя есть эти деньги, ты должен их тратить как-то иначе. Ты не имеешь права морального, перед Богом тратить деньги так демонстративно и бессмысленно. Третья причина, самая неприятная для нас — мы не сделали наши идеи привлекательными и естественными для людей, не вызывают они эрекции духа — стопроцентно наша вина! И четвертая — аппаратный проигрыш нынешней власти, чекистам. Просто они переиграли.
Д.М.: Эти люди в сапогах переиграли таких интеллектуалов, которые сейчас пишут в фейсбуке лучшие тексты. Ты читал хоть один текст сотрудника Управления «Э»?
Л.Г.: У них другое мышление, представление об ответственности, другой профессионализм. Зачем им писать тексты? Я хочу вернуться к своему различию. Одно дело — это наш проигрыш и его причины. И я ни в коем случае не снимаю ни с себя, ни с тех, с кем себя идентифицирую, ответственности за него. Но это не значит, что мы должны молчать. Я же не говорю Владимиру Владимировичу: «Уйдите, ваше высокопревосходительство, и отдайте пост Касьянову, Немцову, был бы жив…» Я просто говорю: «Уйдите! Вы мешаете».
Д.М.: Кому мешаете?
Л.Г.: Стране.
Д.М.: Политика — это всегда власть и альтернатива. Какую альтернативу вы создали?
Л.Г.: Вот имени я не знаю. Вообще, когда ты знаешь имя, уже поздно. Когда слышишь шаги командора, он уже пришел. Кто знал Леха Валенсу, если брать положительный пример, до того, как он стал общенациональной фигурой?
Д.М.: Адам Михник прекрасно знал Леха Валенсу.
Л.Г.: Я имею в виду не конкретных людей, а страну. Страна его не знала. Но когда страна его узнала, его уже можно было убить, но нельзя было остановить.
Нормальный путь развития страны — это серия выборов, которые сначала приведут к власти… Я бы ввел сейчас, если бы это зависело от меня, выборы каждые два года.
Д.М.: Ты говорил, какой будет ужас, когда власть падет. А теперь ты говоришь: ничего, будет серия выборов… То есть ты прекрасно понимаешь, что сначала придут стрелковы, нацисты и фашисты.
Л.Г.: Надеюсь, что этого не случится. Но я согласен: после Путина фашистский режим практически неизбежен. И он будет тем дольше и тем более кровавым, чем дольше существует нынешняя система.
Д.М.: Чем раньше она кончится, тем короче будет фашизм?
Л.Г.: Да.
Д.М.: Я не понимаю, каким образом ты ради борьбы с режимом легитимируешь — хотя бы только интеллектуально — неизбежность прихода фашизма. Я считаю, что любой Путин лучше кровавой фашистской диктатуры.
Л.Г.: Я не легитимизирую — просто смотрю открытыми глазами. Я не вижу другого варианта развития событий. У Путина нет другого варианта, кроме закручивания гаек. И объективно, вне зависимости от своего желания, он готовит приход откровенно фашистского режима.
Есть еще одна важная вещь, если говорить об акциях типа моего письма Путину. Конечно, я не думал, что он прочтет, согласится и уйдет. Но некоторые наши действия способствуют улучшению морального климата страны, и они помогают мыслящим людям психологически выживать. Надо демонстрировать, что не все испугались. И что многое из того, что кажется нельзя, — можно. Со мной вот после письма Путину ничего не случилось, хотя и предрекали. Надо говорить, что король голый, — многие ведь действительно видят его одетым, надо этот морок развеивать.
Значительная часть тех, кто для нас с тобой «свои», живет в очень сильной изоляции. Когда из телевизора вам объясняют, что уже все решено, что все в едином строю, а вы скажите «спасибо», что вам дают дышать, вот этому человеку жить тяжело. И этому человеку надо показать, что не все испугались и уехали.
Дмитрий Гудков забрал вещи из Госдумы. Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»
Д.М.: Ты думаешь, что это демонстрация силы, а я думаю, что это демонстрация беспомощности. Смелости — да. Показать, что не все в памперсах. Вот поэтому мы здесь сидим и разговариваем.
Л.Г.: Поэтому я, кстати, хожу на телевидение. Мне там не всегда удается сказать то, что хочу. И не только потому, что закрикивают. Бывает, медленно соображаю, слова нужного не нахожу. Наверняка есть люди, которые могли бы это делать лучше меня, — но у меня эта возможность пока есть, а у них, к сожалению, нет. Значит, я и должен. Для меня это миссия, если хотите. Но если мне что-то удается сказать, то это потому, что я их не боюсь. Кроме того, я не пытаюсь с ними договариваться — для меня есть только люди с той стороны экрана.
Для меня самое неприятное в этой драке, что от меня не зависит ее продолжение. Они меня год не звали. Что случилось, не знаю. Эту «Византию» не поймешь. От меня это не зависит. Поэтому, кстати, на любой программе я говорю как в последний раз. Но пока эта драка есть, я считаю, что она важна, потому что демонстрирует, что мы еще живы. И человеку в условном Коврове это видно. Меня каждый день останавливают люди на улице и благодарят за выступления. Каждый день! Бывают дни, когда это — по многу раз.
При этом я понимаю, что они используют меня, консолидируя людей ненавистью ко мне и к либералам вообще. Я хороший объект для этого — еврей, косоглазый, друг самых ненавидимых в стране людей. У них, в общем, свои цели, у меня свои.
Андрей Липский: Людей из Коврова, из Чебоксар, которые составляют подавляющее большинство населения нашей страны, — мы их видели, мы с ними общались? У многих людей из академической среды, у интеллигенции возникло ощущение, что их, в общем-то, кинули. Мы с ними не разговаривали, не объясняли, что и как. Свели преобразования к тому, что возникнет частная собственность, возникнет этот средний класс, и остальное все решится.
Л.Г.: Я не считаю, что есть какой-то таинственный народ, которого мы не понимаем. Я себя легко чувствую практически в любой среде. С любыми людьми могу разговаривать.
Кинули ли мы своих? Да, кинули. Те надежды, которые были у людей нашего слоя, мы их не оправдали, к сожалению. И это наша историческая ответственность.
Как выстраивать коммуникации со всеми, пусть думают те, кто баллотируется. Им надо, чтобы за них голосовали. Мне не надо. Мне важно взаимопонимание с теми, кто для меня значим. Толстого спрашивали, почему он пишет о дворянстве. Он говорил: «Потому что это класс, который я знаю и люблю». Класс, который я знаю и люблю, русская интеллигенция — в Москве, в Вологде, во Владимире, не важно, где. Я узнаю людей своей крови, и они для меня значимы.
А.Л.: Люди вообще поняли, что мы хотим осуществить?
Л.Г.: Думаю, что нет. Я считаю, что одной из задач является четкая артикуляция тобой, мной, всеми остальными: а чего мы на самом деле хотим. Политика, кстати, для меня — это никакое не служение, а попытка сделать страну такой, какой я хочу ее видеть.
Д.М.: Мы это понимаем. Так скажи, чего мы хотим?
Л.Г.: Я хочу свободы. Я хочу свободы и для тех, кто мне неприятен.
Мне кажется, что развитие человечества, та часть развития человечества, которая мне нравится, не от инквизиции к фашизму, а от Рима к Евросоюзу, это — экспансия свободы. Свободы от сословной принадлежности. Знаю одного маркиза, который торгует в мелкой лавочке под Парижем, и к нему обращаются — «господин маркиз». Он владелец мелкой лавки, бедный человек. Свобода от места рождения. Раньше, если ты родился в пакистанской деревне, ты никогда не выйдешь оттуда, там и останешься, там и помрешь. Сегодня я встречал профессора Гарвардской школы бизнеса из пакистанской деревни. Свобода от религии родителей — и так далее. Свобода от всякой предопределенности. В том числе и от исторической! Нам говорят: в России всегда была диктатура, абсолютизм, не было разделения властей и прочего. Точно, не было. А почему не может быть? Почему от факта рождения в глуши и в нищете можно «освободиться», а от нависших над нами Грозного и Сталина нет? Было бы желание!
Кирилл Мартынов: Как интеллигенция должна воспроизводить себя в нынешних условиях? Границы открыты, и в понимании властей это и есть основной признак свободы. Откуда взяться новым поколениям, на которые могла бы опереться свободная Россия?
Л.Г.: Я думал об этом много. Русская интеллигенция воспроизводит себя в своих семьях, сохраняет свои ценности. Но ей надо помочь выжить, пережить это тяжелое время. Если человек заблудился в лесу или его завалило при землетрясении, ему очень важно услышать сигналом по радио, стуком через эти завалы: «Мы знаем, что ты там, мы к тебе пробиваемся».
Надо заниматься образованием. Тот маразм, который мы имеем сегодня, стоит на полном разрушении ценностей образования. Когда Жириновский может сказать в эфире, что Норвегия находится на широте Сочи — я это сам слышал, — это значит, что так говорить можно, что быть безграмотным не стыдно. Другой «эксперт», между прочим, из МГУ, при мне сказал, что территория Российской Федерации меньше той, что была при Иване Грозном. И ведь не уволили из МГУ.
Надо играть вдолгую. Надо понимать, что в краткосрочной перспективе вряд ли будет что-то хорошее. Это не спринтерская дистанция, а стайерская, и на этой дистанции вопросы образования, сохранения моральных ценностей, просвещения, являются центральными. И если мы с этой дистанции сойдем, то все погибнет, а нам не будет прощения.
Дмитрий Муратов
главный редактор
Леонид Гозман
редактор отдела политики
You are subscribed to email updates from Блог «Новой газеты». To stop receiving these emails, you may unsubscribe now. | Email delivery powered by Google |
Google Inc., 1600 Amphitheatre Parkway, Mountain View, CA 94043, United States |
Комментариев нет:
Отправить комментарий