вторник, 6 декабря 2016 г.

Тема дня

Тема дня


Пропуск к Сталину — штык

Posted: 06 Dec 2016 12:02 AM PST

История человека, который отправил Ленина в Шушенское.

Есть маленькие истории, в которых как в капле воды отражается большая история государственного террора. Рубрика «Портрет и вокруг» как раз об этом. Фотография — и небольшая история вокруг нее. И еще одна, и еще одна. Очень напоминает блог. Да, в общем-то это и есть блог.




Владимир Михайлович Крутовский


Владимир Михайлович Крутовский — человек легендарный. Один из создателей краеведческого музея и публичной библиотеки в Красноярске, издатель журналов «Сибирские записки», «Врачебный Красноярский журнал». Можно сказать, основатель красноярского здравоохранения. В 1917 году был енисейским губернским комиссаром Временного российского правительства, во время Гражданской войны — министром здравоохранения и внутренних дел Сибирского временного правительства. К тому же он еще был областником, то есть последовательным сторонником отделения Сибири. Сейчас бы его непременно посадили за сепаратизм. Большевики тоже его хотели посадить. Все-таки целый колчаковский министр прямо под носом. Но у него была «охранная грамота», даже несколько. Дело в том, что революционеры, возвращаясь из ссылки, всегда останавливались у Крутовских отдохнуть и набраться сил. Крутовские всех привечали. А теперь эти революционеры стали большими людьми.

Мало того, именно Крутовский был тем человеком, который поменял Ленину место ссылки. Крутовский в Красноярске выписал ему справку о слабом здоровье и Ленина отправили не в Туруханск, а в Шушенское — можно сказать, на курорт. Климатически это райское место. Там, например, арбузы выращивают на почве. Да и сам Ильич называл Шушенское сибирской Швейцарией.

Но к 1938 году многие из тех, кто из Москвы заступался за Крутовского, и сами загремели на нары, и 82-летнего Владимира Михайловича арестовали. Дочь, Елена Владимировна, бросилась в Москву. Бывшие революционеры отводили глаза и пожимали плечами. Один из них, Феликс Кон, посоветовал попасть на прием к секретарям Сталина. Надо было подойти к некоему зданию в Москве, которое охранял часовой, подойти к часовому и взяться за штык рукой. Это был пароль. (При всей фантастичности ситуации этому стоит верить — все это рассказала сама Елена Владимировна Александру Леопольдовичу Яворскому, а Яворский  — человек дотошный и основательный.)

Елена Владимировна подошла, тронула штык. Часовой улыбнулся и пропустил. Она попала в помещение, где были секции с окнами (видимо, что-то вроде того, что сейчас на почте). Подошла к одному из них, подала прошение, объяснила ситуацию. Через какое-то время ее пригласили к этому окну снова и сказали: все нормально, Владимира Михайловича выпустят, пусть она едет в Красноярск.

Однако, пока она возвращалась, Владимир Михайлович умер в тюрьме. Сам ли он умер (все-таки 82 года), «помогли» ли ему — неизвестно. Чекисты перед Еленой Владимировной лебезили, вернули изъятые вещи (правда, с портфеля с серебряной монограммой к юбилею пропала часть монограммы), но у Елены Владимировны осталось ощущение тревоги. Да настолько сильное, что она, прихватив дочь, Елену Александровну, ударилась в бега.

Но это уже совсем другая история.

Елена Владимировна Крутовская с дочерью не совсем ударились в бега — они поселились на Столбах в избушке Музеянка. Хотя, казалось бы, место было выбрано ненадежное: о том, что они жили в Музеянке, знали работники краеведческого музея, в который тогда входил заповедник «Столбы». Да и убежали они не на край света — чтобы их арестовать, надо было всего лишь переплыть Енисей и пройти километров десять. Но в 1937—1938 годах было немало случаев, когда люди избегали ареста, просто сменив место жительства. Один человек вообще больше года жил в поезде (билеты тогда были не «именные»), ездил до Владивостока и обратно. Чекистам важно было выполнить «план по валу», гоняться же за какими-то конкретными людьми им было некогда и незачем.

Вот это — важный момент для понимания того, что в народе называется тридцать седьмым годом, а у историков — Большим террором. Согласно приказу 00447 по НКВД от 30 июля 1937 года, региональным управлениям НКВД были спущены лимиты по двум категориям. Первая категория — расстрел, вторая — лагерь. Эти лимиты изначально были большими и выражались в круглых цифрах, но потом неоднократно увеличивались. Например, первоначально по первой категории Красноярскому краю дали лимит 750 человек, однако скоро добавили еще 6000, и к концу 1938 года набралось уже 12 000. У чекистов не было времени на какую-то серьезную разработку, они хватали тех, кто поближе и кого легко было достать. Им нужно было набрать нужные лимиты и минимально оформить дела.

После ареста главы семьи условия жизни становились невыносимыми: детей третировали в школе, жену на работе. Нередко жену выгоняли с работы, семью выселяли из квартиры. А бывало, жен «врагов народа» арестовывали. Лучше было скрыться, уехать — и тем спастись.

В 1939 году Елена Владимировна сочла, что опасность миновала, и вернулась в город. А Елена Александровна осталась работать в заповеднике. И потом она стала той самой легендарной Еленой Крутовской — доктором Айболитом, создателем «живого уголка» на «Столбах».

А вот Александр Леопольдович Яворский, предчувствуя арест, все лето 1937-го провел на «Столбах», но первого сентября надо было выходить на работу. Он спустился в город, появился в пединституте и вскоре был арестован.

АВТОР

председатель Красноярского общества «Мемориал»

Мамонты на дорогах

Posted: 05 Dec 2016 11:01 PM PST

Хронические автомобилисты — рудимент советского прошлого.

Любой прокоммунистический режим, приходя к власти, первым делом лишал своих граждан возможности быть независимыми, мобильными, уединенными. Возможности быть автомобилистами. Покойный Фидель Кастро после революции остановил ввоз автомобилей. В СССР оборот машин полностью контролировало государство. Личный транспорт был для советского человека куда более недостижимой мечтой, чем отдельная квартира. Коммунистическая Польша пошла еще дальше: там с трудом доставали даже велосипед, а для обладателей этого транспорта ввели велосипедные права.

Именно поэтому сейчас, когда прогрессивный мир приходит к проблеме ответственного владения автомобилем, для постсоветских стран он по-прежнему является едва ли не самой важной деталью обихода. Лондонец или ньюйоркец все чаще выбирает общественный транспорт, даже если своя машина обходится дешевле. Потому что метро, автобус и такси — это быстро и престижно. Да-да! Быть экологически сознательным, не нагружать своим автомобилем дорогу, не стимулировать развитие тяжелой промышленности — это престижно. Наконец, для отказа от автомобиля на Западе нужно иметь достаточный доход и свободу: если у тебя нет машины, стало быть, ты живешь и работаешь в центре или не работаешь вообще, ужинаешь в ресторанах, а не закупаешь продукты на неделю вперед. И платишь таксисту, чтобы полностью снять с себя заботу о транспорте.

Ни в одной стране, затронутой уравнивающим мечом социализма, такой трюк не проходит. Вот и россиянин, накрепко заспиртованный в прошлом, думает, будто вместе с машиной покупает билет на социальный лифт, ведь в его модели мира машина полагается только власть имущим, знаменитым или богатым.

Наш человек всегда хочет машину. Человек, у которого есть машина, копит на более дорогую и готов ездить на ней себе в убыток.

Содержание нового автомобиля из числа лидеров продаж (например, Kia Rio или Hyundai Solaris) с учетом пробок, зимы, смены колес и без учета парковки составляет около 120 тысяч в год. И еще 180 тысяч нужно выплачивать по кредиту и за КАСКО. А без машины на эти 300 тысяч можно разгуляться! Если человек будет ездить на работу, пользуясь метро, а до и от метро — такси, то за год он потратит 120 тысяч. Остаются и сэкономленные 180 тысяч. За эти деньги можно каждый выходной ездить на такси в гости и на дачу. Меж тем это расчет для экономичного авто! На дорогах же мы видим много «паркетных» внедорожников: часто люди ездят по городу на полном приводе, что увеличивает расходы на бензин в полтора-два раза. В нашей стране есть люди, живущие вчетвером в однокомнатной квартире, но имеющие новый автомобиль. Все дворы новостроек с клетушками-студиями, распроданными по ипотеке, заставлены новыми «фольксвагенами» и «фордами».

При росте акциза на водку алкоголик не начинает пить меньше — просто его дети… едят реже. Так и с автомобилистами: ни паркоматы, ни платный въезд в центр не смогут победить фантомные боли прошлого.

В то время как жители мировых мегаполисов сами приветствуют плату за въезд в центр города, наши люди зубами держатся за свое право проводить жизнь в пробках. Потому что у бывшего советского человека зона комфорта сводится к скорлупе вокруг него и семьи. К машине. Машина для россиянина — как скафандр. Он запечатывает себя в герметичную оболочку и пускается в полный ужасов открытый космос.

Когда рухнул коммунизм, самым главным своим правом новый российский человек назвал право владеть. Ему не нужна свобода выбора и гласность. Не нужен чистый, мобильный город. Ему нужна лишь собственность. В глазах постсоветского человека его, человека, без собственности не существует. В первую очередь — без собственного автомобиля. Потому что в отличие от тесной квартиры автомобиль видит весь город. И весь этот чужой враждебный город знает, что человек в автомобиле чего-то стоит.

Государство идет на поводу у закомплексованных граждан. Налицо классический случай проблем с целеполаганием: мэрия объявила войну пробкам, а транспортный налог остается одним из самых низких в стране. Так, за машину в 110 л.с. москвич заплатит 2750 руб., а петербуржец — 3850. Пока московские власти борются за свободные дороги, власти кремлевские поддерживают популистские меры в автокредитовании. С одной стороны, они повышают плату за парковку и любым путем пытаются расчистить город от машин, с другой — в разгар борьбы с пробками вводят льготное автокредитование. Почти половина всех машин покупается в кредит, из них три четверти — автокредиты с господдержкой. В Москве и Подмосковье только за июль—сентябрь по программе субсидирования продали около 17 тысяч автомобилей. Еще около 3000 купленных в этом году по субсидиям машин приезжает в Москву из области. Только на днях Минпромторг робко объявил о сокращении субсидий по автокредитам на 2 млрд рублей. Пока живы советские «мамонты», мечту об автомобиле боится отнять у них даже Кремль.

Нам нужно подождать еще несколько лет. Когда большинство взрослых составят постсоветские люди, отношение к автомобилю изменится, а сделать его дорогим горожане попросят сами. Потому что личное время и уличный комфорт станут цениться больше, чем собственный скафандр.

Анастасия Миронова,
журналист


Минфин предложил снизить рост зарплат медработников

Posted: 05 Dec 2016 09:35 PM PST

Минфин предложил снизить темпы роста заработной платы работников сферы здравоохранения в регионах с 10,6% до 5,4%, передает ТАСС со ссылкой на проект бюджета, рекомендованный комитетом Госдумы по бюджету и налогам.


«Речь не идет о снижении уровня заработной платы, на этом этапе мы предлагаем остановиться темпом роста 5,4%», — объяснила заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко.

По ее словам, регионы не смогут профинансировать запланированный темп роста зарплат в 10,6%, потому что средства на софинансирование роста зарплат в таких масштабах не были заложены в региональных бюджетах.

Минфин предложил направить средства, предусмотренные на выполнение норматива в 10,6%, на создание резерва в Фонде обязательного медицинского страхования (ФОМС).

Напомним, «Ведомости» сообщали, что ФОМС в 2017-2019 годах не хватит 0,5 трлн рублей на повышение зарплат медицинским работникам. Чиновник в разговоре с изданием подтвердил, что бюджет ФОМС — единственный, который пока не сбалансирован. Планируется, что закрыть «дыру» поможет трансферт из федерального бюджета.

«Интеллектуал, который не боялся никого, кроме Бога»

Posted: 05 Dec 2016 11:01 AM PST

Максим Шевченко — памяти Гейдара Джемаля.

Гейдар Джемаль был выдающимся человеком, который говорил власти правду в глаза. Человеком, который никого не боялся, кроме Бога. Он был мусульманином, он выступал за права всех людей, особенно за права мусульман как наиболее униженной части современного человечества, подвергающейся войнам, репрессиям, расправам и террору.

И при этом Гейдар был московский интеллектуал высочайшего уровня, принадлежал в юности к кругу рафинированных интеллектуалов: Евгения Головина, Юрия Мамлеева, Александра Дугина — последний был его учеником. Гейдар был великолепным поэтом, он выпустил несколько сборников стихов — очень сильная, оригинальная и необычная поэзия. Он написал много книг по философии и современной прикладной политологии.

Гейдар Джемаль отличался тем, что само его присутствие завязывало интеллектуальную дискуссию. И те, кто его любил — а таких было очень много, потоком идут соболезнования и слова любви, — и те, кто его не любил, таких тоже не мало, — потеряли очень важного человека.

Он всегда шел навстречу, в схватку, не уходил от боя, хотя был очень деликатным человеком. Меня всегда поражала в нем его джентльменская манера даже со злейшими врагами все равно обходиться деликатно, твердо и принципиально. Там, где был Гейдар, как будто образовывалось завихрение времени: образовывались смыслы, образовывались дискуссии, образовывалось пространство диалога и развития. Его могучий интеллект создавал движение в этом мире, который давно уже напоминает стоячее болото, — Гейдар до последнего момента двигался и шел через эту стоячую воду.

Он работал, уже будучи не в силах подняться с кровати, все равно писал и диктовал книги. Он знал, что смерть приближается, и пытался успеть дописать несколько книг одновременно. Я думаю, что после его смерти мы — его друзья и ученики — все издадим. Все, что он наработал, очень важно для интеллектуальной мысли на русском языке.

Гейдар был мусульманином и азербайджанцем, сыном тюркского народа, и гордился этим. Поэтому то, что он умер в Алма-Ате — в колыбели тюркского мира, — это как-то провиденциально. Он поехал туда лечиться, там и ушел из жизни, и будет похоронен на Алма-атинском кладбище, ведь по исламским обычаям надо похоронить человека там, где он и умер. Гейдар будет лежать в предгорьях Алатау с видом на великолепные горы Азии, которые он так любил и которым он посвятил свою молодость.

Гейдара знали все и в либеральной, и в патриотической среде — и все его уважали. Нам его будет очень не хватать.

Записала Юлия Минеева






86 депутатов Госдумы шестого созыва отказались покидать служебные квартиры

Posted: 05 Dec 2016 09:01 AM PST

В служебных квартирах на улице Улофа Пальме в Москве продолжают проживать 86 депутатов Госдумы шестого созыва, передает РБК со ссылкой на членов думского комитета по регламенту Владимира Позднякова и Виктора Пинского.

По информации издания, депутаты должны были покинуть квартиры до 4 декабря. Поздняков рассказал, что сведения о депутатах, не съехавших со служебных квартир, передана в парламентские фракции.

Источник РБК напомнил, что некоторых депутатов прошлых созывов приходилось выселять через суд, процесс затягивался на год.

Ранее сообщалось, что депутаты «Единой России», которые не попали в новую Думу, не отказались от выплат за досрочное прекращение своих полномочий. Несмотря на то, что летом прошлого года руководство партии заявляло, что депутаты откажутся от компенсаций.

Жаль, инвалид не может прикинуться Грефом

Posted: 05 Dec 2016 07:01 AM PST

Вроде еще не Новый год, но маскарад уже начался: глава Сбербанка Герман Греф облачился в костюм инвалида. Нет, это не какой-нибудь  скромный пиджачок швейной фабрики номер восемь. Это английский костюм, разработанный британскими специалистами для имитации инвалидности. Он не хуже наших пиджаков и ботинок ограничивает физические возможности человека, и с его помощью медики изучают состояние пациентов. А Герман Оскарович решил в этом прикиде проверить одно из отделений руководимого им Сбербанка.

Никем не узнанный, он взял талончик и попросил оформить ему кредит на покупку инвалидного кресла за 100 тысяч при ежемесячном доходе в 30 тысяч рублей. Правда, на этих 30 тысячах банкир мог проколоться (что-то очень уж оптимистично он представляет доходы российского инвалида), но все же в оформлении заявки ему не отказали.

Заметим, инвалидами у нас прикидываются многие. Кто-то после утренней пробежки садится в подземном переходе с костылем и со шляпой, кто-то подъезжает на «Тойоте» к стоянке и бесплатно паркуется на инвалидном месте по поддельному удостоверению. И только сам инвалид никем прикинуться не может. Тем более – Грефом. И вот из-за этого, к примеру, у 18-летнего петербургского инвалида первой группы Ивана Бакаидова проблемы с тем же Сбербанком. На сайте для петиций Change.org Иван рассказал, что страдает самопроизвольным сокращением мышц, из-за чего не может ставить подписи под документами. В частности, не может завести карту Сбербанка для перечисления пенсии.

«Он же недееспособен», – говорят моей маме, когда мы приходим в государственные органы, – пишет Иван. – Но почему? Я обучаюсь в школе по обычной программе, разрабатываю мобильные приложения для людей с проблемами речевого аппарата и двигательными нарушениями…» С этими разработками Иван выступал на гуманитарном саммите ООН в Стамбуле, на секции, где рассматривали проблемы людей с такими же, как и у него, заболеваниями. Частной проблемы со Сбербанком там, видимо, не касались.

Впрочем, некоторые считают, что и проблемы-то нет. И советуют Ивану оформить на кого-нибудь доверенность на получение пенсии. Однако нотариальное оформление стоит денег, и действует доверенность ограниченный срок. Иван обращается в различные инстанции и просит разрешить инвалидам ставить на документах отпечаток пальца (такое практикуется в некоторых странах), или пользоваться штампом (это даже в СССР допускалось), или оформлять доверенности инвалидов бесплатно. На его обращения приходят отписки. Зато подписи чиновников под ними весьма живописные, что убедительно подтверждает их дееспособность.

Несомненно, Герман Греф не в курсе проблем Ивана Бакаидова, но что касается придуманной им необычной проверки, то она заслуживает одобрения и подражания. Неплохо бы, скажем, министру здравоохранения инкогнито взять талончик к районному терапевту, а главе РЖД проехаться в плацкартном вагоне – с дембелями или футбольными фанатами. А может, такие проверки уже идут? Вспоминается бывший глава УФСИН Александр Реймер. Уж не ради ли проверки своего ведомства он под видом расхитителя казенных средств отправился на скамью подсудимых?

Борис Бронштейн

обозреватель «Новой»

Московский облизбирком проверит данные «Новой газеты» о фальсификации выборов в Мытищах

Posted: 05 Dec 2016 02:02 AM PST

Московская областная избирательная комиссия проверит сведения «Новой газеты» о фальсификациях итогов голосования на выборах в Госдуму и Мособлдуму в подмосковных Мытищах. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на председателя избиркома Ирину Коновалову.

«Мы пока пообщаемся с председателем ТИК (территориальной избирательной комиссии — ред.), что он нам расскажет, по результатам примем решение», — уточнила она.

Напомним, ранее «Новая газета» представила доказательства фальсификаций на 68 избирательных участках в городском округе Мытищи 18 сентября. Кроме того, издание потребовало считать публикацию заявлением о совершении преступления, предусмотренным ст. 142 Уголовного кодекса РФ — «Фальсификация итогов голосования», и отменить выборы в Мытищах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий