Тема дня |
- Пропуск к Сталину — штык
- Мамонты на дорогах
- Минфин предложил снизить рост зарплат медработников
- «Интеллектуал, который не боялся никого, кроме Бога»
- 86 депутатов Госдумы шестого созыва отказались покидать служебные квартиры
- Жаль, инвалид не может прикинуться Грефом
- Московский облизбирком проверит данные «Новой газеты» о фальсификации выборов в Мытищах
Posted: 06 Dec 2016 12:02 AM PST История человека, который отправил Ленина в Шушенское. Есть маленькие истории, в которых как в капле воды отражается большая история государственного террора. Рубрика «Портрет и вокруг» как раз об этом. Фотография — и небольшая история вокруг нее. И еще одна, и еще одна. Очень напоминает блог. Да, в общем-то это и есть блог. Владимир Михайлович Крутовский — человек легендарный. Один из создателей краеведческого музея и публичной библиотеки в Красноярске, издатель журналов «Сибирские записки», «Врачебный Красноярский журнал». Можно сказать, основатель красноярского здравоохранения. В 1917 году был енисейским губернским комиссаром Временного российского правительства, во время Гражданской войны — министром здравоохранения и внутренних дел Сибирского временного правительства. К тому же он еще был областником, то есть последовательным сторонником отделения Сибири. Сейчас бы его непременно посадили за сепаратизм. Большевики тоже его хотели посадить. Все-таки целый колчаковский министр прямо под носом. Но у него была «охранная грамота», даже несколько. Дело в том, что революционеры, возвращаясь из ссылки, всегда останавливались у Крутовских отдохнуть и набраться сил. Крутовские всех привечали. А теперь эти революционеры стали большими людьми. Мало того, именно Крутовский был тем человеком, который поменял Ленину место ссылки. Крутовский в Красноярске выписал ему справку о слабом здоровье и Ленина отправили не в Туруханск, а в Шушенское — можно сказать, на курорт. Климатически это райское место. Там, например, арбузы выращивают на почве. Да и сам Ильич называл Шушенское сибирской Швейцарией. Но к 1938 году многие из тех, кто из Москвы заступался за Крутовского, и сами загремели на нары, и 82-летнего Владимира Михайловича арестовали. Дочь, Елена Владимировна, бросилась в Москву. Бывшие революционеры отводили глаза и пожимали плечами. Один из них, Феликс Кон, посоветовал попасть на прием к секретарям Сталина. Надо было подойти к некоему зданию в Москве, которое охранял часовой, подойти к часовому и взяться за штык рукой. Это был пароль. (При всей фантастичности ситуации этому стоит верить — все это рассказала сама Елена Владимировна Александру Леопольдовичу Яворскому, а Яворский — человек дотошный и основательный.) Елена Владимировна подошла, тронула штык. Часовой улыбнулся и пропустил. Она попала в помещение, где были секции с окнами (видимо, что-то вроде того, что сейчас на почте). Подошла к одному из них, подала прошение, объяснила ситуацию. Через какое-то время ее пригласили к этому окну снова и сказали: все нормально, Владимира Михайловича выпустят, пусть она едет в Красноярск. Однако, пока она возвращалась, Владимир Михайлович умер в тюрьме. Сам ли он умер (все-таки 82 года), «помогли» ли ему — неизвестно. Чекисты перед Еленой Владимировной лебезили, вернули изъятые вещи (правда, с портфеля с серебряной монограммой к юбилею пропала часть монограммы), но у Елены Владимировны осталось ощущение тревоги. Да настолько сильное, что она, прихватив дочь, Елену Александровну, ударилась в бега. Но это уже совсем другая история. Елена Владимировна Крутовская с дочерью не совсем ударились в бега — они поселились на Столбах в избушке Музеянка. Хотя, казалось бы, место было выбрано ненадежное: о том, что они жили в Музеянке, знали работники краеведческого музея, в который тогда входил заповедник «Столбы». Да и убежали они не на край света — чтобы их арестовать, надо было всего лишь переплыть Енисей и пройти километров десять. Но в 1937—1938 годах было немало случаев, когда люди избегали ареста, просто сменив место жительства. Один человек вообще больше года жил в поезде (билеты тогда были не «именные»), ездил до Владивостока и обратно. Чекистам важно было выполнить «план по валу», гоняться же за какими-то конкретными людьми им было некогда и незачем. Вот это — важный момент для понимания того, что в народе называется тридцать седьмым годом, а у историков — Большим террором. Согласно приказу 00447 по НКВД от 30 июля 1937 года, региональным управлениям НКВД были спущены лимиты по двум категориям. Первая категория — расстрел, вторая — лагерь. Эти лимиты изначально были большими и выражались в круглых цифрах, но потом неоднократно увеличивались. Например, первоначально по первой категории Красноярскому краю дали лимит 750 человек, однако скоро добавили еще 6000, и к концу 1938 года набралось уже 12 000. У чекистов не было времени на какую-то серьезную разработку, они хватали тех, кто поближе и кого легко было достать. Им нужно было набрать нужные лимиты и минимально оформить дела. После ареста главы семьи условия жизни становились невыносимыми: детей третировали в школе, жену на работе. Нередко жену выгоняли с работы, семью выселяли из квартиры. А бывало, жен «врагов народа» арестовывали. Лучше было скрыться, уехать — и тем спастись. В 1939 году Елена Владимировна сочла, что опасность миновала, и вернулась в город. А Елена Александровна осталась работать в заповеднике. И потом она стала той самой легендарной Еленой Крутовской — доктором Айболитом, создателем «живого уголка» на «Столбах». А вот Александр Леопольдович Яворский, предчувствуя арест, все лето 1937-го провел на «Столбах», но первого сентября надо было выходить на работу. Он спустился в город, появился в пединституте и вскоре был арестован. АВТОРпредседатель Красноярского общества «Мемориал» |
Posted: 05 Dec 2016 11:01 PM PST Хронические автомобилисты — рудимент советского прошлого. Любой прокоммунистический режим, приходя к власти, первым делом лишал своих граждан возможности быть независимыми, мобильными, уединенными. Возможности быть автомобилистами. Покойный Фидель Кастро после революции остановил ввоз автомобилей. В СССР оборот машин полностью контролировало государство. Личный транспорт был для советского человека куда более недостижимой мечтой, чем отдельная квартира. Коммунистическая Польша пошла еще дальше: там с трудом доставали даже велосипед, а для обладателей этого транспорта ввели велосипедные права. Именно поэтому сейчас, когда прогрессивный мир приходит к проблеме ответственного владения автомобилем, для постсоветских стран он по-прежнему является едва ли не самой важной деталью обихода. Лондонец или ньюйоркец все чаще выбирает общественный транспорт, даже если своя машина обходится дешевле. Потому что метро, автобус и такси — это быстро и престижно. Да-да! Быть экологически сознательным, не нагружать своим автомобилем дорогу, не стимулировать развитие тяжелой промышленности — это престижно. Наконец, для отказа от автомобиля на Западе нужно иметь достаточный доход и свободу: если у тебя нет машины, стало быть, ты живешь и работаешь в центре или не работаешь вообще, ужинаешь в ресторанах, а не закупаешь продукты на неделю вперед. И платишь таксисту, чтобы полностью снять с себя заботу о транспорте. Ни в одной стране, затронутой уравнивающим мечом социализма, такой трюк не проходит. Вот и россиянин, накрепко заспиртованный в прошлом, думает, будто вместе с машиной покупает билет на социальный лифт, ведь в его модели мира машина полагается только власть имущим, знаменитым или богатым. Наш человек всегда хочет машину. Человек, у которого есть машина, копит на более дорогую и готов ездить на ней себе в убыток. Содержание нового автомобиля из числа лидеров продаж (например, Kia Rio или Hyundai Solaris) с учетом пробок, зимы, смены колес и без учета парковки составляет около 120 тысяч в год. И еще 180 тысяч нужно выплачивать по кредиту и за КАСКО. А без машины на эти 300 тысяч можно разгуляться! Если человек будет ездить на работу, пользуясь метро, а до и от метро — такси, то за год он потратит 120 тысяч. Остаются и сэкономленные 180 тысяч. За эти деньги можно каждый выходной ездить на такси в гости и на дачу. Меж тем это расчет для экономичного авто! На дорогах же мы видим много «паркетных» внедорожников: часто люди ездят по городу на полном приводе, что увеличивает расходы на бензин в полтора-два раза. В нашей стране есть люди, живущие вчетвером в однокомнатной квартире, но имеющие новый автомобиль. Все дворы новостроек с клетушками-студиями, распроданными по ипотеке, заставлены новыми «фольксвагенами» и «фордами». При росте акциза на водку алкоголик не начинает пить меньше — просто его дети… едят реже. Так и с автомобилистами: ни паркоматы, ни платный въезд в центр не смогут победить фантомные боли прошлого. В то время как жители мировых мегаполисов сами приветствуют плату за въезд в центр города, наши люди зубами держатся за свое право проводить жизнь в пробках. Потому что у бывшего советского человека зона комфорта сводится к скорлупе вокруг него и семьи. К машине. Машина для россиянина — как скафандр. Он запечатывает себя в герметичную оболочку и пускается в полный ужасов открытый космос. Когда рухнул коммунизм, самым главным своим правом новый российский человек назвал право владеть. Ему не нужна свобода выбора и гласность. Не нужен чистый, мобильный город. Ему нужна лишь собственность. В глазах постсоветского человека его, человека, без собственности не существует. В первую очередь — без собственного автомобиля. Потому что в отличие от тесной квартиры автомобиль видит весь город. И весь этот чужой враждебный город знает, что человек в автомобиле чего-то стоит. Государство идет на поводу у закомплексованных граждан. Налицо классический случай проблем с целеполаганием: мэрия объявила войну пробкам, а транспортный налог остается одним из самых низких в стране. Так, за машину в 110 л.с. москвич заплатит 2750 руб., а петербуржец — 3850. Пока московские власти борются за свободные дороги, власти кремлевские поддерживают популистские меры в автокредитовании. С одной стороны, они повышают плату за парковку и любым путем пытаются расчистить город от машин, с другой — в разгар борьбы с пробками вводят льготное автокредитование. Почти половина всех машин покупается в кредит, из них три четверти — автокредиты с господдержкой. В Москве и Подмосковье только за июль—сентябрь по программе субсидирования продали около 17 тысяч автомобилей. Еще около 3000 купленных в этом году по субсидиям машин приезжает в Москву из области. Только на днях Минпромторг робко объявил о сокращении субсидий по автокредитам на 2 млрд рублей. Пока живы советские «мамонты», мечту об автомобиле боится отнять у них даже Кремль. Нам нужно подождать еще несколько лет. Когда большинство взрослых составят постсоветские люди, отношение к автомобилю изменится, а сделать его дорогим горожане попросят сами. Потому что личное время и уличный комфорт станут цениться больше, чем собственный скафандр. Анастасия Миронова, |
Минфин предложил снизить рост зарплат медработников Posted: 05 Dec 2016 09:35 PM PST Минфин предложил снизить темпы роста заработной платы работников сферы здравоохранения в регионах с 10,6% до 5,4%, передает ТАСС со ссылкой на проект бюджета, рекомендованный комитетом Госдумы по бюджету и налогам. «Речь не идет о снижении уровня заработной платы, на этом этапе мы предлагаем остановиться темпом роста 5,4%», — объяснила заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко. По ее словам, регионы не смогут профинансировать запланированный темп роста зарплат в 10,6%, потому что средства на софинансирование роста зарплат в таких масштабах не были заложены в региональных бюджетах. Минфин предложил направить средства, предусмотренные на выполнение норматива в 10,6%, на создание резерва в Фонде обязательного медицинского страхования (ФОМС). Напомним, «Ведомости» сообщали, что ФОМС в 2017-2019 годах не хватит 0,5 трлн рублей на повышение зарплат медицинским работникам. Чиновник в разговоре с изданием подтвердил, что бюджет ФОМС — единственный, который пока не сбалансирован. Планируется, что закрыть «дыру» поможет трансферт из федерального бюджета. |
«Интеллектуал, который не боялся никого, кроме Бога» Posted: 05 Dec 2016 11:01 AM PST Максим Шевченко — памяти Гейдара Джемаля. Гейдар Джемаль был выдающимся человеком, который говорил власти правду в глаза. Человеком, который никого не боялся, кроме Бога. Он был мусульманином, он выступал за права всех людей, особенно за права мусульман как наиболее униженной части современного человечества, подвергающейся войнам, репрессиям, расправам и террору. И при этом Гейдар был московский интеллектуал высочайшего уровня, принадлежал в юности к кругу рафинированных интеллектуалов: Евгения Головина, Юрия Мамлеева, Александра Дугина — последний был его учеником. Гейдар был великолепным поэтом, он выпустил несколько сборников стихов — очень сильная, оригинальная и необычная поэзия. Он написал много книг по философии и современной прикладной политологии. Гейдар Джемаль отличался тем, что само его присутствие завязывало интеллектуальную дискуссию. И те, кто его любил — а таких было очень много, потоком идут соболезнования и слова любви, — и те, кто его не любил, таких тоже не мало, — потеряли очень важного человека. Он всегда шел навстречу, в схватку, не уходил от боя, хотя был очень деликатным человеком. Меня всегда поражала в нем его джентльменская манера даже со злейшими врагами все равно обходиться деликатно, твердо и принципиально. Там, где был Гейдар, как будто образовывалось завихрение времени: образовывались смыслы, образовывались дискуссии, образовывалось пространство диалога и развития. Его могучий интеллект создавал движение в этом мире, который давно уже напоминает стоячее болото, — Гейдар до последнего момента двигался и шел через эту стоячую воду. Он работал, уже будучи не в силах подняться с кровати, все равно писал и диктовал книги. Он знал, что смерть приближается, и пытался успеть дописать несколько книг одновременно. Я думаю, что после его смерти мы — его друзья и ученики — все издадим. Все, что он наработал, очень важно для интеллектуальной мысли на русском языке. Гейдар был мусульманином и азербайджанцем, сыном тюркского народа, и гордился этим. Поэтому то, что он умер в Алма-Ате — в колыбели тюркского мира, — это как-то провиденциально. Он поехал туда лечиться, там и ушел из жизни, и будет похоронен на Алма-атинском кладбище, ведь по исламским обычаям надо похоронить человека там, где он и умер. Гейдар будет лежать в предгорьях Алатау с видом на великолепные горы Азии, которые он так любил и которым он посвятил свою молодость. Гейдара знали все и в либеральной, и в патриотической среде — и все его уважали. Нам его будет очень не хватать. Записала Юлия Минеева |
86 депутатов Госдумы шестого созыва отказались покидать служебные квартиры Posted: 05 Dec 2016 09:01 AM PST В служебных квартирах на улице Улофа Пальме в Москве продолжают проживать 86 депутатов Госдумы шестого созыва, передает РБК со ссылкой на членов думского комитета по регламенту Владимира Позднякова и Виктора Пинского. По информации издания, депутаты должны были покинуть квартиры до 4 декабря. Поздняков рассказал, что сведения о депутатах, не съехавших со служебных квартир, передана в парламентские фракции. Источник РБК напомнил, что некоторых депутатов прошлых созывов приходилось выселять через суд, процесс затягивался на год. Ранее сообщалось, что депутаты «Единой России», которые не попали в новую Думу, не отказались от выплат за досрочное прекращение своих полномочий. Несмотря на то, что летом прошлого года руководство партии заявляло, что депутаты откажутся от компенсаций. |
Жаль, инвалид не может прикинуться Грефом Posted: 05 Dec 2016 07:01 AM PST Вроде еще не Новый год, но маскарад уже начался: глава Сбербанка Герман Греф облачился в костюм инвалида. Нет, это не какой-нибудь скромный пиджачок швейной фабрики номер восемь. Это английский костюм, разработанный британскими специалистами для имитации инвалидности. Он не хуже наших пиджаков и ботинок ограничивает физические возможности человека, и с его помощью медики изучают состояние пациентов. А Герман Оскарович решил в этом прикиде проверить одно из отделений руководимого им Сбербанка. Никем не узнанный, он взял талончик и попросил оформить ему кредит на покупку инвалидного кресла за 100 тысяч при ежемесячном доходе в 30 тысяч рублей. Правда, на этих 30 тысячах банкир мог проколоться (что-то очень уж оптимистично он представляет доходы российского инвалида), но все же в оформлении заявки ему не отказали. Заметим, инвалидами у нас прикидываются многие. Кто-то после утренней пробежки садится в подземном переходе с костылем и со шляпой, кто-то подъезжает на «Тойоте» к стоянке и бесплатно паркуется на инвалидном месте по поддельному удостоверению. И только сам инвалид никем прикинуться не может. Тем более – Грефом. И вот из-за этого, к примеру, у 18-летнего петербургского инвалида первой группы Ивана Бакаидова проблемы с тем же Сбербанком. На сайте для петиций Change.org Иван рассказал, что страдает самопроизвольным сокращением мышц, из-за чего не может ставить подписи под документами. В частности, не может завести карту Сбербанка для перечисления пенсии. «Он же недееспособен», – говорят моей маме, когда мы приходим в государственные органы, – пишет Иван. – Но почему? Я обучаюсь в школе по обычной программе, разрабатываю мобильные приложения для людей с проблемами речевого аппарата и двигательными нарушениями…» С этими разработками Иван выступал на гуманитарном саммите ООН в Стамбуле, на секции, где рассматривали проблемы людей с такими же, как и у него, заболеваниями. Частной проблемы со Сбербанком там, видимо, не касались. Впрочем, некоторые считают, что и проблемы-то нет. И советуют Ивану оформить на кого-нибудь доверенность на получение пенсии. Однако нотариальное оформление стоит денег, и действует доверенность ограниченный срок. Иван обращается в различные инстанции и просит разрешить инвалидам ставить на документах отпечаток пальца (такое практикуется в некоторых странах), или пользоваться штампом (это даже в СССР допускалось), или оформлять доверенности инвалидов бесплатно. На его обращения приходят отписки. Зато подписи чиновников под ними весьма живописные, что убедительно подтверждает их дееспособность. Несомненно, Герман Греф не в курсе проблем Ивана Бакаидова, но что касается придуманной им необычной проверки, то она заслуживает одобрения и подражания. Неплохо бы, скажем, министру здравоохранения инкогнито взять талончик к районному терапевту, а главе РЖД проехаться в плацкартном вагоне – с дембелями или футбольными фанатами. А может, такие проверки уже идут? Вспоминается бывший глава УФСИН Александр Реймер. Уж не ради ли проверки своего ведомства он под видом расхитителя казенных средств отправился на скамью подсудимых? |
Московский облизбирком проверит данные «Новой газеты» о фальсификации выборов в Мытищах Posted: 05 Dec 2016 02:02 AM PST Московская областная избирательная комиссия проверит сведения «Новой газеты» о фальсификациях итогов голосования на выборах в Госдуму и Мособлдуму в подмосковных Мытищах. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на председателя избиркома Ирину Коновалову. «Мы пока пообщаемся с председателем ТИК (территориальной избирательной комиссии — ред.), что он нам расскажет, по результатам примем решение», — уточнила она. Напомним, ранее «Новая газета» представила доказательства фальсификаций на 68 избирательных участках в городском округе Мытищи 18 сентября. Кроме того, издание потребовало считать публикацию заявлением о совершении преступления, предусмотренным ст. 142 Уголовного кодекса РФ — «Фальсификация итогов голосования», и отменить выборы в Мытищах. |
You are subscribed to email updates from Блог «Новой газеты». To stop receiving these emails, you may unsubscribe now. | Email delivery powered by Google |
Google Inc., 1600 Amphitheatre Parkway, Mountain View, CA 94043, United States |
Комментариев нет:
Отправить комментарий